Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение рабочая программа»
Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Понимание особенностей разных видов чтения: описания.
Работа с разными видами текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста:
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача содержания прослушанного учебного текста. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение, инсценирование, создание собственного текста на основ по серии иллюстраций к произведению.
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений Умение находить в тексте необходимую информацию
Работа с разными видами текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Библиографическая культура.
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.,классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России)
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование.
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений).
Работа с разными видами текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение), описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв в мини-сочинениях (повествование.)
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Подробный пересказ текста: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание каждой части Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей.
Круг детского чтения
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, создание собственного текста на основе репродукций картин художников.
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга учебная, художественная, справочная. Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Алфавитный каталог.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде Описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Деление текста на части. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).
Определение микротем. Определение главной мысли каждой части и всего текста,
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий
В вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: в мини-сочинениях (повествование,
Круг детского чтения
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Изложение с элементами сочинения
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; создание собственного текста на основе репродукций картин художников.Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),Нормы письменной речи в мини-сочинениях (повествование).Создание собственного текста на основе на основе личного опыта.
Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).
Тематическое планирование
3 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание
«Уж небо осенью дышало…»
К.Г. Паустовский «Барсучий нос»
1
01.09-03.09
2
Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части
К.Г. Паустовский «Барсучий нос»
1
3
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
И.А. Бунин «Листопад»
1
4
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
М.М. Пришвин главы из книги «Дорога к другу»
1
05.09-10.09
5
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Н.Рубцов « У сгнившей лесной избушке..»
1
6
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою
К.Г. Паустовский «Подарок»
1
7
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания
А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
1
12.09-17.09
8
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение), описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв в мини-сочинениях (повествование.)
А.А. Фет « Осенняя роза»
1
9
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
1
10
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
Народные сказки
«Семь Симеонов»
( русская народная сказка)
1
19.09-24.09
11
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
«Иван- крестьянский сын и Чудо-юдо» ( русская народная сказка)
1
12
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
«Жаба-королева» (литовская народная сказка)
1
13
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)
1
26.09-01.10
14
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)
1
15
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)
1
16
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
«Царевна-лягушка»( русская народная сказка)
1
3.10-8.10
17
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов
Повторение Читательская конференция «Сказки народов мира»
1
18
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Поэтические страницы
А.С. Пушкин «У Лукоморья..»
1
19
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Ю.Мориц «Песенка про сказку»
1
10.10-15.10
20
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)
1
21
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Поэтические страницы
( Г. Сапгир,К. Бальмонт, С.Островой)
1
22
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование
Повторение Представление творческих работ по теме выбранного проекта
1
17.10-22.10
23
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька»
1
24
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев
В. Белов « Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»
1
25
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста
И.С. Тургенев «Воробей»
1
24.10-29.10
26
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению
Н.Г. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
1
27
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа
Н.Г. Гарин – Михайловский
«Тема и Жучка»
1
28
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа
Л.Н. Толстой «Прыжок»
1
07.11-12.11
29
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев
В. Астафьев «Белогрудка»
1
30
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
Сказки Е. Шварца
1
31
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений)
Сказки В. Каверина
1
14.11-19.11
32
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
«Зимы ждала, ждала природа…»
С. Есенин « Разгулялась вьюга…»
1
33
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…»
1
34
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
1
21.11-26.11
35
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма
А. С. Пушкин
«Зимняя дорога» (отрывок)
1
36
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
Ф. И. Тютчев « Чародейкою Зимою…»
1
37
Создание собственного текста на основе репродукций картин художников
Картинная галерея
Н. Крылов «Зима»
1
28.11-3.12
38
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
Повторение Зима в произведениях разных жанров
1
39
Литературная (авторская) сказка
Авторские сказки
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
40
Литературная (авторская) сказка
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
5.12-10.12
41
Литературная (авторская) сказка
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
42
Литературная (авторская) сказка
Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
1
43
Литературная (авторская) сказка
Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
1
12.12-17.12
44
Литературная (авторская) сказка
Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
1
45
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
1
46
Литературная (авторская) сказка
Х.К. Андерсен
« Штопальная игла»
1
19.12-24.12
47
Литературная (авторская) сказка
С. Седов «Король красуется»
1
48
Литературная (авторская) сказка
Л.Н.Толстой «Царь и рубашка»
1
49
Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах
Басни
О. Мандельштам «Муха»
Эзоп « Мухи»,
1
11.01-14.01
50
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
Эзоп «Кошка и мыши»
1
51
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
Л.Н. Толстой «Отец и сын», «Лгун»
1
52
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
И.А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак»
1
16.01-21.01
53
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
И.А. Крылов « Слон и Моська», «Две Бочки»
1
54
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
Федр « Лягушка и мышь»
1
55
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Л.Н. Толстой «Комар и лев»
1
23.01-28.01
56
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
И.А. Крылов «Мышь и крыса»
1
57
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием
Братья наши меньшие
А.П. Чехов «Белолобый»
1
58
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ
А.П. Чехов «Белолобый»
1
30.01-04.02
59
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста
М. Пришвин « Лимон»
1
60
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа
Л.Н. Толстой « Лев и собачка»
1
61
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием
К. Паустовский «Кот Ворюга»
1
06.02-11.02
62
Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части
К. Паустовский «Кот Ворюга»
1
63
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием
А. И. Куприн
« Завирайка»
1
64
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
Б. Житков «Рассказы»
1
13.02-18.02
65
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»
1
66
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием
А. Платонов «Разноцветная бабочка»
1
67
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
А. Кешоков «Мне больно, мальчики»
1
20.02-25.02
68
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
К.Г. Паустовский
« Теплый хлеб»
1
69
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»
1
70
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Р. Сеф «Добрый человек»
1
27.02-04.03
71
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
1
72
Малые фольклорные формы
Весна пришла
Устное народное творчество «Народные песни»
1
73
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
А.А. Фет « Весенний дождь»
1
06.03-11.03
74
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений
М. Пришвин « Лесная капель»
1
75
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
К. Д. Бальмонт « Золотая рыбка»
1
76
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
В. Астафьев «Весенний остров»
1
13.03-18.03
77
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифм)
О. Дриз « Как сделать утро волшебным»
1
78
Малые фольклорные формы
И в шутку, и всерьёз
Устное народное творчество «Шутки-прибаутки»
1
79
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
Русская народная сказка. «Болтливая баба»
1
20.03-25.03
80
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников
А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»
1
81
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников
А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»
1
82
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифм)
С. Маршак « Про двух соседей»
1
03.04-08.04
83
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифм)
С. Маршак « Старуха, дверь закрой!»
1
84
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст
М. Зощенко « Великие путешественники»
1
85
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
Вн. чтение
Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»
1
10.04-15.04
86
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей
А. Усачев « На чем держится Земля»
1
87
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений)
А. Дорофеев «Укушенные»
1
88
Литературная (авторская) сказка
А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
1
17.04-22.04
89.
Литературная (авторская) сказка
А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
1
90
Литературная (авторская) сказка
А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
1
91
Литературная (авторская) сказка
А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
1
24.04-29.04
92
Литературная (авторская) сказка
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
1
93
Литературная (авторская) сказка
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
1
94
Литературная (авторская) сказка
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
1
01.05-06.05
95
Литературная (авторская) сказка
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Повторение пройденного
1
96
Литературная (авторская) сказка
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
Повторение пройденного
1
97
Литературная (авторская) сказка
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
Повторение пройденного
1
08.05-13.05
98
Литературная (авторская) сказка
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
Повторение пройденного
1
99
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
1
100
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
15.05-20.05
101
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев
Повторение пройденного
1
102
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое)
Повторение пройденного
1
103
Книга как источник необходимых знаний
Литературный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
1
22.05-27.05
104
Книга учебная, художественная, справочная
Викторина «В мире книг»
1
105
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой
Игра «Литературные анаграммы»
1
4 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
Мифы
1
1 неделя
2
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
Шумерские мифы
«Подвиги бога Нинурты»
1
1 неделя
3
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
Древнегреческие мифы
«Нарцисс и Эхо»
1
1 неделя
4
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
Внеклассное чтение
Мифы Древней Греции
1
2 неделя
5
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
Славянские мифы
1
2 неделя
6
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
Поэтические приемы, пришедшие из мифов
А. В. Кольцов«Урожай»
1
2 неделя
7
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Народные сказки
1
3 неделя
8
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
Народные сказки
1
3 неделя
9
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Проверка техники чтения
1
3 неделя
10
Особенности фольклорного текста
«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)
1
4 неделя
11
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста
«Находчивый солдат» (русская народная сказка)
1
4 неделя
12
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста
«Мужик и царь» (русская народная сказка)
1
4 неделя
13
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста
«Портной и царь» (армянская народная сказка)
1
5 неделя
14
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие
«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)
1
5 неделя
15
Описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев)
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
1
5 неделя
16
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
1
6 неделя
17
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
Былины
«Как Илья из Мурома богатырем стал»
1
6 неделя
18
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1
6 неделя
19
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1
7 неделя
20
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1
7 неделя
21
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам)
А. К. Толстой
«Илья Муромец»
1
7 неделя
22
Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий)
Внеклассное чтение
Былины о русских богатырях
1
8 неделя
23
Изложение с элементами сочинения
Картинная галерея
В. М. Васнецов«Богатыри»
1
8 неделя
24
Деление текста на части
А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
1
8 неделя
25
Определение микротем
А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
1
9 неделя
26
Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),
А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
1
9 неделя
27
Нормы письменной речи в мини-сочинениях (повествование).Создание собственного текста на основе на основе личного опыта
Повторение изученного
1
9 неделя
28
Самостоятельное построение плана собственного высказывания
Н. С. Гумилев
«Маркиз де Карбас»
1
10 неделя
29
Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению
К. Чапек
«Случай с русалками»
1
10 неделя
30
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации
Внеклассное чтение
К. Чапек «Сказки»
1
10 неделя
31
Деление текста на части
Р. Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
1
11 неделя
32
Определение микротем
Р. Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
1
11 неделя
33
Ключевые или опорные слова
Р. Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
1
11 неделя
34
Книга как особый вид искусства
Внеклассное чтение
О. Кургузов
«Телевизионные макароны»
1
12 неделя
35
Создание собственного текста на основе репродукций картин художников
Картинная галерея
М. А. Врубель
«Царевна-Лебедь»
1
12 неделя
36
Понимание нравственного содержания прочитанного осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
Басни И. А. Крылов
«Трудолюбивый Медведь»
1
12 неделя
37
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
Эзоп«Ворон и Лисица»
1
13 неделя
38
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
И. А. Крылов
«Ворона и Лисица»
1
13 неделя
39
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали
И. А. Крылов
«Любопытный»
1
13 неделя
40
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация
Внеклассное чтение
Басни
1
14 неделя
41
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт
Ю. Яковлев «Мама»
1
14 неделя
42
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, метафор
М. Ю. Лермонтов
«Когда волнуется желтеющая нива…»
1
14 неделя
43
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
М. Ю. Лермонтов
Стихотворения
1
15 неделя
44
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений, метафор
С. А. Есенин
«С добрым утром!»
1
15 неделя
45
Книга учебная, художественная, справочная.
Алфавитный каталог
Внеклассное чтение
Стихотворения С. А. Есенина
Проверка техники чтения
1
15 неделя
46
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою
М. М. Пришвин
«Моя родина»
1
16 неделя
47
Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания
И. Северянин«Запевка»
И. С. Никитин«Русь»
1
16 неделя
48
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий
Повторение изученного
1
16 неделя
49
Типы книг изданий (книга‑сборник) Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал)
Внеклассное чтение
Любимые стихотворения
1
17 неделя
50
Представленность разных видов книг: историческая
«Повесть временных лет»
А. С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
1
17 неделя
51
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое основе текста)
«Повесть временных лет»
А. С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
1
17 неделя
52
Описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста)
«Повесть временных лет»
А. С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
1
18 неделя
53
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов
Народные исторические песни
«Сборы польского короля на Русь»
1
18 неделя
54
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие
И. Ф. Рылеев
«Иван Сусанин»
1
18 неделя
55
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя)
И. Ф. Рылеев
«Иван Сусанин»
1
19 неделя
56
Создание собственного текста на основе репродукций картин художников
Картинная галерея
В. В. Маторин
«Дмитрий Донской»
Внеклассное чтение
Ф. Н. Глинка «Москва»
1
19 неделя
57
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
А. А. Ахматова«Мужество»
1
19 неделя
58
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Б. Полевой
«Последний день Матвея Кузьмина»
1
20 неделя
59
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту
Б. Полевой
«Последний день Матвея Кузьмина»
1
20 неделя
60
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев
Б. Полевой
«Последний день Матвея Кузьмина»
1
20 неделя
61
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев
А. Т. Твардовский
«Рассказ танкиста»
1
21 неделя
62
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев
Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне
1
21 неделя
63
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев
Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне
1
21 неделя
64
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения
А. А. Фет«На рассвете»
1
22 неделя
65
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста
И. А. Бунин
«Густой зеленый ельник у дороги...»
1
22 неделя
66
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования
Н. А. Некрасов
«Саша» (отрывок)
1
22 неделя
67
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
1
23 неделя
68
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой
Внеклассное чтение
Музыка и литература
1
23 неделя
69
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя)
А. Н. Майков
«Мать»
1
23 неделя
70
Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания
Внеклассное чтение
Х. К. Андерсен
«Снежная королева»
1
24 неделя
71
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.
А. А. Ахматова
«Перед весной бывают дни такие...»
1
24 неделя
72
Создание собственного текста на основе репродукций картин художников
Картинная галерея
И. И. Шишкин «Рожь»
Внеклассное чтение
А. Блок «Летний вечер»
1
24 неделя
73
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.
Н. А. Некрасов
«Крестьянские дети»
1
25 неделя
74
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.
Н. А. Некрасов
«Крестьянские дети»
1
25 неделя
75
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.
Внеклассное чтение
Произведения русских поэтов о детях
1
25 неделя
76
Деление текста на части. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации)
Л. Н. Толстой
«Детство» (отрывки)
1
26 неделя
77
Определение микротем. Определение главной мысли каждой части и всего текста
Л. Н. Толстой
«Детство» (отрывки)
1
26 неделя
78
Ключевые или опорные слова
Повторение изученного
1
26 неделя
79
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.
И. А. Бунин«Детство»
1
27 неделя
80
Деление текста на части. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста
Марк Твен
«Великолепный маляр»
1
27 неделя
81
Определение микротем
Марк Твен
«Великолепный маляр»
1
27 неделя
82
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Марк Твен
«Приключения Тома Сойера»
1
28 неделя
83
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему
Марк Твен
«Приключения Тома Сойера»
1
28 неделя
84
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Марк Твен
«Приключения Тома Сойера»
1
28 неделя
85
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
В. А. Солоухин
«Ножичек с костяной ручкой»
1
29 неделя
86
В вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту)
М. И. Цветаева
«Наши царства»
1
29 неделя
87
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему
Р. Л. Стивенсон
«Страна кровати»
1
29 неделя
88
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
А. П. Чехов «Мальчики»
1
30 неделя
89
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
А. П. Чехов «Мальчики»
1
30 неделя
90
Представленность разных видов книг: приключенческая, фантастическая
Р. Э. Распе
Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»
1
30 неделя
91
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Р. Э. Распе
Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»
1
31 неделя
92
Деление текста на части
Р. Э. Распе
Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»
1
31 неделя
93
Определение микротем
Д. Свифт
Главы из книги «Путешествия Гулливера»
1
31 неделя
94
Ключевые или опорные слова
Д. Свифт
Главы из книги «Путешествия Гулливера»
1
32 неделя
95
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования
Д. Свифт
Главы из книги «Путешествия Гулливера»
1
32 неделя
96
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
Д. Свифт
Главы из книги «Путешествия Гулливера»
1
32 неделя
97
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему
Внеклассное чтение
Т. Крюкова
«Хрустальный ключ»
1
33 неделя
98
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
33 неделя
99
Представленность разных видов книг: фантастическая, научно-популярная
Внеклассное чтение
Мои любимые книги
1
33 неделя
100
Представленность разных видов книг: справочно-энциклопедическая литература
Внеклассное чтение
Мои любимые книги
1
34 неделя
101
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая
Внеклассное чтение
Мои любимые книги
1
34 неделя
102
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
34 неделя
103
Представленность разных видов книг: детские периодические издания (по выбору)
Внеклассное чтение
Мои любимые книги
1
35 неделя
104
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт
Повторение изученного
1
35 неделя
105
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт