Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение на родном языке. Рабочая программа. 1 класс.»
Литературное чтение на родном языке
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения данного курса и программы формирования универсальных учебных действий ООП НОО, а также с учётом специфики содержания и особенностей изучения данного предмета. Содержание курса реализуется с использованием ресурса учебника «Родной русский язык» 1 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Кузнецова М.И., Казакова Е.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Ковган Т.В.
Целью преподавания учебного предмета «Родной язык» является воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение обучающихся в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Программа по родному зыку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в ФГОС НОО, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Родная литература как особый способ познания прошлого, культуры, традиций своего народа. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке, в том числе Интернет-ресурсам.
Чтение (вслух) выдающихся произведений культуры своего народа: выразительное чтение прозаических произведений и декламация стихотворных произведений русского народа. Средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет) и их роль в создании художественного образа на основе осознания коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали и нравственности ментальности своего народа. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе своего народа. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения классиков отечественной литературы о Родине, родной природе. Произведения современной отечественной литературы, отражающие самобытность родного языка. Жанровое разнообразие и особенности произведений фольклора и художественной литературы. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Планируемые результаты предмета «Литературное чтение на родном языке»
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, о добре и зле, о нравственности, формирование потребности к систематическому чтению на родном языке как средстве познания себя и мира;
Ученик получит возможность для формирования:
основ культурной самоидентификации;
Метапредметные результаты
Ученик научится:
основам смыслового восприятия художественных текстов на родном языке;
выделять существенную информацию из текстов (на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа);
использовать разных видов чтения текстов на родном языке (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового) для решения учебных задач;
выбирать интересующую литературу (на основе выдающихся произведений культуры своего народа), пользоваться справочными материалами для понимания и получения дополнительной информации.
Ученик получит возможность научиться:
адекватно использовать навык чтения на родном языке для личного развития.
Предметные результаты
Ученик научится:
понимать традиционные русские сказочные образы, понимать значения эпитетов и сравнений и особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильно и уместно употребление эпитетов и сравнений в речи;
читать выразительно прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения русского народа после предварительной подготовки и проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять жанровые и языковые особенности текстов;
различать художественные произведения и устного народного творчества разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений культуры своего народа;
Ученик получит возможность научиться:
давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов;
интерпретировать текст литературного произведения в творческой деятельности: чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
Задачи: учиться основам смыслового восприятия художественных текстов на родном языке;
выделять существенную информацию из текстов (на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа);
использовать разных видов чтения текстов на родном языке (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового) для решения учебных задач;
выбирать интересующую литературу (на основе выдающихся произведений культуры своего народа), пользоваться справочными материалами для понимания и получения дополнительной информации.
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
2
Язык в действии
4
Цель: Включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке.
Задачи:давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
3
Русский язык: прошлое и настоящее
5
Цель: Познакомить с фактами истории родного языка и расширить представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа.
Задачи: понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, о добре и зле, о нравственности, формирование потребности к систематическому чтению на родном языке как средстве познания себя и мира.
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;