Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
В мире общения – 2 ч. |
Речь устная и письменная. Речь, текст, предложение. Связь слов в предложении. Оформление предложения на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). | Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении. Употребление вежливых слов. Умение говорить и умение слушать. Интонация, мимика и жесты в речевом общении.Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Смысловое единство предложений, заголовок как тема текста. Отличие слова и предложения. Интонационная законченность предложения. | Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Строить собственные высказывания о любви к родному языку. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью. Оформлять предложения на письме и в устной речи. |
Роль слова в общении – 2 часа. |
Главное средство общения – родной язык. Русский язык как национальный языкрусского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать, говорить.) | Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог. Различие гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль ударения. Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения. |
Слово и его значение – 3 ч. |
Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Предлоги. Слова близкие и противоположные по значению. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Родственные слова. Слово и его значение, словари. | Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Значение слов русского языка. Подбор слов со сходными и противоположными значениями. Употребление многозначных слов и слов в переносном значении. Значение родственных слов. | Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия признаков и наоборот. Наблюдать над общностью значений родственных слов и общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов. Подбирать слова с синонимическими и антонимическими значениями. |
Имя собственное – 2 ч. |
Имена собственные и нарицательные. | Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные) | Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова – имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных. |
Слова с несколькими значениями – 2 ч. |
Многозначность слов русского языка. | Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности. | Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления. |
Слова, близкие и противоположные по значению – 2 ч. |
Синонимы и антонимы в русском языке. | Слова, близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов в речи (без употребления терминов). | Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов. |
| Группы слов – 3 ч. | |
Предмет, признак предмета, действие предмета (без терминов). | Группы слов, объединённых основным значением. Вопросы к словам разных групп (кто? Что? Какой? Что делает?) | Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова – названия предметов, их признаков и действий. Работать с орфографическим словарём. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений». |
| Звуки и буквы. Алфавит – 2 ч. | |
Алфавит как основа письменности. Смыслоразличительная роль звуков в словах. | Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Осмысление различий между звуком и буквой. | Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке. |
| Гласные и согласные звуки. Слоги – 4 ч. | |
Обозначение буквами гласных и согласных звуков.Перенос слогов. | Шесть гласных звуков и десять звуков в русском языке. Мягкость и твёрдость согласных звуков. Роль гласных и согласных звуков в речи. Деление слова на фонетические слоги. Правила переноса слов. | Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукозаписи. Проводить звуко-буквенный анализ слов. Делить слова на слоги. Объяснять различие между словом и слогом. Составлять рассказы по опорным словам. Называть несколько вариантов переноса слов. |
| Ударение – 3 ч. | |
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения а узнавании слова. Безударные гласные как орфограмма. Способы проверки безударных гласных. | Ставить в словах ударение, называть ударный слог. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи. |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.– 6 ч. | |
Обозначение мягкости согдасных звуков на письме. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Обозначать на письме мягкости твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять кол-во букв и звуков в словах. Писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. |
| Разделительные мягкий и твёрдый знаки. Звонкие и глухие согласные – 8 ч. | |
Знаки русского языка. Общее наблюдение. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные). | Употребление разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах. Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. | Писать ь в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным ь и без него. Образовывать данные слова. Наблюдать за употреблением разделительного ъ в словах. Характеризовать звуки, приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных согласных на конце слова и перед гласными. |
| От слова к предложению – 5 ч. | |
Знаки препинания в конце предложения. Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. | Смысловая связь слов в предложении. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление. Наблюдение за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов. | Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему. Оформлять предложения на письме. Списывать небольшой текст без ошибок. Писать диктанты, организовывать самопроверку. |
| От предложения к тексту – 6 ч. | |
Текст как речевое произведение, автор текста. | Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль. Участвовать в диалоге. Характеризовать особенности ситуации общения. Озаглавливать текст. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме. Выражать своё отношение к изучению русского языка. |