Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
Грамматическое задание:
Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья,
Без ёлки нет в доме праз_н_ка Нов_го года. П_чему именно без ёлки? Наши д_лёкие пре_ки отн_сились к д_ревьям как к ж_вым сущ_ствам. Они считали, что в вечноз_лёных в_твях ели з_муют добрые духи. Люди несли им свои подношения, украшали пуш_стые ветви п_дарками. Отсюда и п_шёл обычай украшать душ_стую ель. Этот обычай р_дился у жителей древней Германии. Немцы сч_тают ель свяще__ым деревом. З_лёная в любое время ель олицетворяла бессмертие. Сама ель и её ш_шки были символами огня, жизни, восстановления здоровья.
Контрольный диктант за I четверть
Улетают журавли.
В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.
Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!
Грамматические задания
Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.
Определить падеж у существительных.
I в. Высоко в небе летели журавли.
II в. На востоке показалась ранняя зорька.
Выпишите из ряда родственных слов имена существительные. Обозначьте род.
I в. Старик, стареть, старый, старость.
II в. Зеленый, позеленел, зеленка, зелень.
Контрольное списывание № 2
1. Ленька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул ее через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мертвой хваткой. Ленька вытащил его наружу.
2. Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на березу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Леньке.
3. Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.
По К. Паустовскому
З а д а н и е:
Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ.
У нас в деревне на участке росла груша. На верхушке груши построила гнездо мухоловка. В гнёздышке на мягкой подстилке лежали яйца этой птички. Однажды подошла к груше кошка. Хищница осторожно поползла по стволу груши прямо к веточке с гнёздышком. Отважная мухоловка стала бить кошку крыльями и жалобно пищать. На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они защитили гнездо от кошки.
(62 слова) (по В. Чернышёву)
Грамматические задания
В первом и во втором предложениях найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
Выписать из диктанта одно слово с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочное слово.
Указать в диктанте род и число двух любых имён прилагательных в первом предложении
по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Зимний лес
Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово)
Грамматические задания:
1 вариант.
Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1,2,3 склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
Выполнить полный синтаксический разбор 3 предложения (подчеркнуть, написать сверху чем выражено)
Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.
Хорош лес в любое время года! Особенно чудесен он летом.
В эту пору лес одет в свой богатый наряд. Чего тут только нет! Верхушки исполинских сосен подпирают небо. Ели кружатся в зелёном хороводе. Белоствольная берёзка нежно красуется со своими резными листочками. В её тени прячется подберёзовик. Могучий дуб на опушке леса раскинул свои мощные ветви. Грозный страж охраняет волшебные владения от незваных гостей. (63 слова)
Грамматическое задание:
1.Выпишите из текста диктанта любые 5 словосочетаний
прилагательное + существительное.
2.Определите у остальных 5 прилагательных род, число, падеж.
3.Подчеркните в тексте диктанта все изученные орфограммы.
Контрольное списывание № 4
Медведь.
Медведь – известн… хищн… животное. Это могуч… и ловк…, осторожн… и опасн… зверь. Тело лесн… богатыря покрыто длинн… густ… шерстью. Как тёпл… шубой одето. Окраска медвежьей шерсти бур… цвета. У медведя больш… голова на коротк… толст…шее, маленькие глазки. Ушки небольшие, круглой формы. Ноги у медведя короткие и толстые. При ходьбе его часто называют косолапым. Лапы сильные, с голой ступнёй. Голые подошвы дают возможность ходить тихо. Даже веткой не хрустнет. Когти на лапах длинные, острые и очень крепкие.
Грамматическое задание:
Определите падеж имён прилагательных в третьем, четвёртом и шестом предложениях.
Разбери по составу слова: длинный, маленькие, тёплой.
Словарный диктант №8
якорь
шоссе
экипаж
экскурсия
эскалатор
экспресс
электростанция
электричество
аккуратно
искусство
кроссворд
пассажир
происшествие
аппетит
килограмм
Контрольный диктант №6
по теме «Имя прилагательное»
Утро в лесу.
Кончилась летняя ночь. Наступило раннее утро. На краю лесного болота токует глухарь. Далеко раздается его громкая песня. Над широкими полянами стелется туман. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка. Выглянуло солнышко и покатилось по ясному небу. Обсохнет на солнце роса, растает туман над зелёной поляной. Громче закукует кукушка.
Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила рысь. От всех врагов ушел ловкий зверек. (74 слова ) Слова для справок: токует, стелется .
Грамматическое задание.
I вариант
1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.
2. В 5 и 6 предложениях определи род, число и падеж прилагательного.
3. Разбери слова по составу. Громкая, страшный, ночного.
Контрольный диктант №7
по теме «Местоимение»
«Лесной голосок»
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка! (110 слов)
Грамматическое задание:
Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки: Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Словарный диктант №9
аромат
изложение
металл
ситуация
председатель
горизонт
обида
бассейн
директор
командир
печаль
свитер
ссора
оборона
аллея
Контрольное списывание № 5
В лесу.
Уход…м все дальше в лес. В т…пле и уют… т…хонько дыш…т особенный шум. Скр…пят кл…сты, звенят с…ницы. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гамии. Щелка…т белка. В лапках сосен мелька…т ее пуш…стый хвост.
Между ств…лов с…сен вид…шь прозрач…ные фигуры огромных людей. Они исчезают в з…леной густоте, сквозь которую просвечива…т голубое небо. Под н…гами пышным к…вром л…жит мох. К…стяника сверка…т в траве кап- лями крови. Грибы дразнят крепким запахом.
на тему: «Правописаниебезударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Валенки
Как делают валенки? Сначала мастер готовит шерсть. От неё зависит качество изделия. Мастер соединяет тонкую и толстую шерсть, моет, высушивает и расчёсывает. Потом шерсть смачивает водой и загружает в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны вертятся, толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер сворачивает основу валенка. Она больше ноги человека. Ведь при валянии её объём сильно уменьшается. Затем на специальных машинах формируют валенок. Мастер надевает его на колодку, продолжает валять, подогревает водяными парами, а потом сушит и обтачивает.
(86 слов)
Грамматические задания
Выписать из диктанта три глагола второго спряжения. Выделить окончания.
Проспрягать глагол ПОДОГРЕВАТЬ.
В слово ПРОЖ..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.
Словарный диктант №10
экспресс
сумма
бутерброд
изображение
кабинет
путешествие
одиннадцать
матч
приглашение
портрет
забавный
сверкать
район
федерация
эскалатор
Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»
«Майское чудо»
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!Объём слов: 84
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу
Грамматические задания:
Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи: I вариант – во 3-м предложении (В тенистой прохладе...); II вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой...)
Разобрать по составу слова: Бежишь, тенистой, подарок, подарила.
В первом предложении у существительных определить падеж.
Указать время глагола в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м предложениях.
Итоговый контрольный диктант № 10 за курс начальной школы
Весеннее утро.
Ранним утром проснулось весеннее солнце. В его лучах краснели вершины гигантских сосен. Над рекой поднялся туман. Затем он пропал в прозрачном воздухе и открыл синюю гладь реки. В зеркальной воде виднелось голубое небо. Легкий ветерок принёс с полей запах влажной земли. Под корой берёз, клёнов двинулся сок. Вся природа ожила. На старой ели робкие птицы перелетали с ветки на ветку. В лесной чаще дрогнула еловая ветка. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из ручья и скрылся.
Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж.
1вариант - в 6-ом предложении.
(Легкий ветерок принёс с полей запах влажной земли.)
2 вариант - в предпоследнем предложении.
(Лучи солнца осветили поляну тёплым светом.)
Выпиши слова, которые подходят к данной схеме: ∩ ^
1вариант2вариант
туман небо
ветка городской
побежали подземный
морковный колоски
Контрольное списывание № 6
Кому что по вкусу
Природа пом..гла животным добывать необходимую им пищ.. . Узк..ю мордоч..ку и липкий ..зык она дала мурав..еду. У..кую мордочку можно просунуть в любую щель.
Дли…ую шею ж..раф имеет потому, что п..тается верхними побегами кустов и д..рев..ев.
Крохотн..я птич..ка колибри питается нектаром. Через тонк..ю трубоч..ку – клю.. она с..сёт цв..точные соки.
Верблю.. любит сухую к..лючую тр..ву. Но её не всегда можно найти (в)пустын.. . Вот и (от)кладывает верблю.. запасы ж..ра в г..рбы, чтобы хв..тило их на дальн..ю дорогу.
Грамматическое задание
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
В первом предложении укажи части речи.
Во втором предложении укажи падеж имён прилагательных