Сквозная тема: | Традиции и фольклор |
Школа: |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Древние письмена |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
рассказывать о древней письменности на территории Казахстана; изображать древние письмена, используя различные материалы, способы и средства |
Цели урока: | учащиеся узнают о древних письменах и их значении. |
Критерии успеха | На данном уроке учащиеся узнают о древних письменах и их значении. Познакомятся с разными способами представления прошлого. Ученики научатся делать наблюдения, задавать вопросы, выражать свое мнение на основе полученной информации. Урок имеет практическую направленность: учащиеся выскажут свои предположения о содержании наскальных рисунков и древних письменах на стелах, а также смогут придумать свои символы, знаки. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Естествознание. В задании рубрики "Выясни" учащиеся, рассматривая наскальный рисунок, перечисляют названия животных. Художественный труд. В рубрике "Попробуй" ученики работают с пластилином, рисуют на дощечке. |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: организованная деятельность, включающая презентации и ИKT; самостоятельное изучение информации, обсуждение в группе; представление классу полученных выводов; |
Предварительные знания | Учащиеся узнали: Они научились: |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Выясни. Проведите работу в группах. В роли ученых ребята каждой группы будут обсуждать версии появления первой письменности. Пусть ученики подумают и пофантазируют, когда, по их мнению, появилась письменность, и для чего ее нужно было использовать. Ученики могут придумать различные символы, знаки и т. д. Результаты работы могут быть представлены в виде мини-проектов. Попросите учащихся связать свои рассказы с рисунком 1 в учебнике. | Учебник: Древние письмена, с. 62—63. Рабочая тетрадь: Рисунки животных, рабочий лист 41, с. 43. Знаки и символы, рабочий лист 42, с. 44. |
Критерии успеха | Школьники самостоятельно читают текст учебника. Обратите внимание на выделенное слово. Попросите произнести слово "информация" на казахском и английском языках. | |
Середина урока | Подумай. Проведите работу в парах. Попросите учащихся предположить, на чем писали люди в древности. Выслушайте их мнения. Дополните их ответы информацией из фактического материала к уроку Учащиеся самостоятельно читают текст 1 в учебнике. Каменные письмена. Обратите внимание учащихся на рисунок 2. Они могут высказать свои предположения о содержании надписи. По изображению составляют по 1—2 вопроса и задают их другим ученикам. Дополните ответы информацией из фактического материала к уроку. Затем школьники самостоятельно читают текст учебника. | Ресурсы: Презентация урока "Древние письмена", карточки с ключевыми словами, цветные нитки для дополнительного задания, пластилин, дощечка, деревянная палочка. |
Критерии успеха | учащиеся узнаkb о древних письменах и их значении. | |
Конец урока | Попробуй. Продолжите работу в парах. Ученики, используя небольшую дощечку и пластилин, готовят основу. Затем пишут послание с помощью знаков и символов. Наносят его на дощечку, используя деревянную палочку с заостренным концом. Учащиеся в парах меняются посланиями и пытаются прочитать их. Можно предложить деревянной палочкой написать свое имя, фамилию, город, в котором живет, и т. д. | |
Критерии успеха | Учащиеся по термометру определяют показания и делают выводы. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Предложите выполнить задание "Узелковое письмо". Обратите внимание учащихся на вид древнего письма — узелковое письмо. Попросите составить из разноцветных нитей послание своему другу. Они объясняют выбор количества узлов и выбор цвета. Узнайте, что ученики хотели сказать в этом послании. | Школьники узнали: Они научились: Рабочий лист 41. Рисунки животных Учащиеся подписывают картинки животных. Рабочий лист 42. Знаки и символы Ученики придумывают небольшой рассказ и записывают его с помощью различных знаков и символов. В качестве оценивания предложите учащимся заполнить таблицу "Лист самооценивания". | Физминутка «Строим дом». Получили мы подарки. Кирпичи, бруски и арки. Из коробки мы берем, Строим мы красивый дом. (Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.) Строим быстро, строим скоро Без цемента, без раствора. Дом карниз, труба и крыша. (Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.) |
Древние надписи на камнях и глиняных табличках сохранили информацию для будущих поколений.
Древние письмена начинаются с пиктографии. Этот вид письма отображает сообщение в виде рисунка. В пиктограммах возможна условная символика.
В глубокой древности в Междуречье писали на глине. Там были созданы первые школы. Учеба начиналась с разминания глины. На мягкие глиняные таблички наносили текст. Такое письмо называется клинописью. Для письма они пользовались палочкой, заостренной на конце клинышком. Научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину. Так жители Междуречья благодаря кошке изобрели письменность.
Одной из разновидностей древней письменности было узелковое письмо, использующее в
качестве носителя информации цветные нити. Составлять узелковые письма и читать их могли только избранные. С помощью такого послания человек мог рассказать практически обо всём, начиная от количества воинов и заканчивая описанием какой- либо местности или периода.
Один из наиболее древних памятников искусства Семиречья — петроглифы Тамгалы — с 2004 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь в конце 1950-х годов было обнаружено множество наскальных рисунков. Общее количество рисунков в ущелье — 2000. Урочище Тамгалы расположено в горах Анракай близ города Алматы.
Культегин жил в конце VII — первой половине VIII века, был выдающимся военачальником тюркского народа, правителем, объединившим под голубым флагом множество кочевых этносов. Он продолжил традиции великой кочевой империи. Памятник рунической письменности найден на берегу реки Орхон в Монголии.
В Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева установлена копия памятника древнетюркской цивилизации — каменной стелы в честь полководца, на которой высечена летопись Тюркского каганата.