kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Значение нефти в жизни человека" 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающий мир  по теме 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Значение нефти в жизни человека" 4 класс.»

Урок окружающий мир. 4 класс. ( Берёзина Е.Н.)

Тема: «Полезные ископаемые. Роль нефти в жизни людей». (слайд №1)

Цели: познакомить детей с одним из важнейших полезных ископаемых – нефтью;

-определить основные свойства нефти,

-узнать о способах добычи нефти и использовании её в народном хозяйстве;

- учить детей приёмам сравнения;

- развивать наблюдательность;

- познакомить с мерами охраны нефтяных богатств.

Оборудование: нефть в пробирках, лист бумаги, стакан с водой, коллекция «Нефть и продукты её перегонки» (на слайдах).


Ход занятия.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они тоже хотят вместе с вами познакомиться с новым полезным ископаемым, узнать о его свойствах, узнать где, когда и как стали добывать это полезное ископаемое.


2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

Коль хотите отличиться,

Предлагаю не лениться

Кто отлично отвечает

Тот «пятерку» получает.

Чтоб «пятерку» получить

Приготовьтесь отвечать.

3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Хозяйка подземных богатств

В царство не пустит свое

Пока не расскажем подробно о том

Что такое полезные ископаемые? (рассказать правило)

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Живая природа неживая природа и человек тесно связаны.

Какие полезные ископаемые вы можете назвать? (песок, уголь, глина, известняк, мрамор)

4.ОБЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Человек от природы получил огромный ни чем незаменимый подарок – подземные богатства (полезные ископаемые).

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(нефть)

Одним из важнейших полезных ископаемых является нефть, которое ещё называют черным золотом.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой была бы жизнь многих без нефти и продуктов ее переработки? Из нефти делаются смазочные масла, которыми смазывают двигатели машин, велосипеды, коляски, разного рода механизмы. Масло уменьшает трение, благодаря чему части механизма служат дольше. Но это еще не всё.

Из нефти делается топливо для самолетов, автомобилей и отопительных систем. Нефтепродукты используются для производства косметики, красок, чернил, лекарств, удобрений, пластмасс и многого другого. Без нефти повседневная жизнь многих изменилась бы коренным образом. Неудивительно что, как говорят исследователи, нефть и ее производные «используются намного больше и чаще, чем любое другое вещество в мире».

Как добывают нефть?

Каково ее происхождение?

Давно ли люди стали ее использовать?

Смолу и другие производные нефти вавилоняне применяли в кладке обожженных в печи кирпичей, египтянам она была нужна для изготовления мумий, другие древние народы использовали ее в медицинских целях.

Кто бы мог подумать, что это вещество будет играть такую важную роль в наше время! Никто не станет отрицать, что современный промышленно развитый мир трудно себе представить без нефти.

Использование осветительного масла, полученного из нефти, стало первым шагом на ее триумфальном пути.


Давайте отправимся в путешествие и на машине времени перенесемся в далекие времена, когда ещё не было электричества машин и компьютеров. И так в путь!

Историческая справка

В 15 веке в Баку, ныне столице Азербайджана, жидкую нефть, добываемую из неглубоких колодцев, начали использовать в светильниках. В 1650 году в Румынии стали рыть нефтяные колодцы, чтобы извлекать и использовать для освещения керосин - одну из фракций нефти. К середине XIX века нефтяная промышленность в Румынии и других странах Восточной Европы стала приносить немалый доход.

Потребность в хорошем осветительном масле привела к тому, что в XIX веке группа исследователей в Соединенных Штатах вплотную занялась нефтью. Эта группа пришла к разумному выводу, что для обеспечения рынка керосином нужно бурить нефтяные скважины. И в 1859 году удалось пробурить такую скважину в штате Пенсильвания – это в Америке. Началась нефтяная лихорадка. (Вот так выглядели первые месторождения нефти) (слайд №2,№3)

Теперь нефтяные вышки выглядят совсем по другому. (слайд №4)

Как добывают теперь нефть?

Геологи и геодезисты ищут подземные ловушки нефти. Потом, когда сделаны нужные замеры и взяты пробы, бурят скважины, чтобы убедиться, что это на самом деле нефть. Раньше удачное попадание прямо на месторождение могло сначала вызвать поливающий все вокруг фонтан грязи и нефти, а потом, при уменьшении давления, привести к угрозе взрыва. Однако сегодня, благодаря современным буровым станкам с измерительными приборами и специальными клапанами, такого не случается. (слайд №4).

В наше время люди научились икать нефть даже на дне океана. Делают это с помощью таких установок. (слайд №5)

Как транспортируют нефть?

Раньше нефть хранили и перевозили в деревянных бочках, баррелях, таких же, какие использовали для вина.(Слайд №6)

Нефтяные компании перевозили нефть в винных бочках, баррелях, вместимостью 180 литров. Потом стали наливать только 159 литров, чтобы при перевозке не было проблем.

В коммерции баррель до сих пор служит для измерения количества нефти.

В Европу нефть с самого начала доставлялась по морю, а ее количество обычно определялось по весу и измерялось в тоннах, как и сегодня.

В 1863 году в Америке для транспортировки нефти сделали деревянные трубы небольшого диаметра - этот трубопровод был дешевле и доставлял меньше хлопот, чем перевозка нефти на конных повозках, в бочках. Сегодня трубопроводов очень много, и они отличаются сложностью.

По трубопроводам, сделанным преимущественно из металла, перекачивают не только сырую нефть на нефтеперерабатывающие заводы, но и конечные продукты ее переработки - продавцам. Благодаря со временным приборам в трубопроводах теперь контролируется подача нефти и давление. Как ни удобно перекачивать нефть по трубопроводам, этот способ все же плохо под­ходит для транспортировки большого количества нефти через моря. Но уже давно предприниматели и здесь нашли выход большие нефтеналивные танкеры. Из кораблей, которые бороздят океаны, танкеры - самые большие, и они могут перевозить до миллиона и более баррелей нефти. Большое количество нефти перевозят также на баржах и в железнодорожных цистернах.

Но перевозка- это далеко не всё: нефти еще многое предстоит, прежде чем она попадет к потребителю.

На заводах нефть перерабатывают. Из него получают; ( слайд №7,8)


Что получают из нефти мы узнали. Надо же нам посмотреть как выглядит нефть. Займёмся этим чуть позже. А сейчас перед важной и интересной работой немного отдохнем и поможем нашей нервной системе отдохнуть.


5. ФИЗПАУЗА

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…,засыпают…

Отдыхают…,засыпают…

Напряженье улетело.

И расслаблено все тело,

И расслаблено все тело,

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы,

Приоткрыты и теплы,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко…ровно…глубоко…


6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. (опыт)

Вот у меня пробирка с нефтью. Что вы можете сказать глядя на пробирку?

Она жидкая или твердая? (жидкая, обладает текучестью)

Я капну вам на бумагу, посмотрите, что ещё вы можете сказать о ней?

(образовалось жирное пятно, значит - нефть маслянистая жидкость, цвет - темный, имеет запах)

Капнем в стакан с водой, какой вывод вы можете сделать? (вода покрылась пленкой, значит не тонет). Вывод - нефть легче воды.


Повторим ещё раз - что из себя представляет нефть (слайд №9)


На латинском языке нефть назвали словом petroleuт. что означает «каменное масло». Непременным спутником нефти является природный горючий газ. который состоит в основном из метана. Нефть и природный газ иногда выходят на поверхность через трещины в земле. Нефть бывает не только жидкой: из нее образуются асфальт, битумы, смола.

7.ОБОБЩЕНИЕ

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

В наше время ни одно государство не может обойтись без нефти.

Эколо­ги говорят «нефть по-прежнему царствует, но это царь, правление которого не отличается доброжелательностью».

Почему они так они говорят?

Нефть не только играет видную роль в современной жизни. Ее влияние весьма велико и в политике, ею очень интересуются некоторые из сильных мира сего. Как недавно заявила Организация стран - экспортеров нефти нефть - это не рядовой продукт, а «стратегическое средство».

Желание завладеть нефтью очень часто приводило к вооруженным конфликтам и страданиям.

Стоит также отметить, что и нефтяные скважины, и нефтеперерабатывающие заводы, и танкеры не раз были объектами атак террористов, и это часто приводило к тому, что окружающей среде наносился огромный вред.

Вред окружающей среде наносится еще и тем, что в атмосферу выбрасывается особый газ (двуокись углерода), что может явиться причиной изменения климата 3емли, и в этом тоже обвиняют нефтяную промышленность.

(слайд №10, №11)

Не смотря на все это считается что, «нефть - это источник благососто­яния и процветания» многих государств.

Но всегда ли это так?

Некоторые указывают на вред от бурения нефтяных скважин и строительства трубопроводов. Другие обращают внимание на растущее число безработных в Саудовской Аравии, стране, чрезвычайно богатой нефтью. Промышленно развитые страны обогащаются за счет производителей нефти, тех, кто ее перерабатывает, и тех, кто ее потребляет».


Что можно сказать о будущем нефти?

Иссякнут ли ее запасы?

«Без энергии промышленность замрет.. Не будет легковых и грузовых автомобилей, поездов, кораблей и самолетов.. Без энергии в домах будет холодно и темно, пищу не приготовить….Без энергетических ресурсов нас бы буквально отбросило в каменный век» Специалисты в области энергетики не исключают, что нефть может в конце концов закончиться. По некоторым оценкам, мировых запасов нефти хватит еще на 63-95 лет.

Печально, но есть все основания полагать, что пока есть нефть, связанные с ней социальные и экологические проблемы останутся. Надо ли говорить, что корень этих проблем не сама нефть. В том, что у нефти дурная слава, виноваты людская жадность и жажда власти.

Будущее нефти, как и остальных источников энергии, находится в руках людей. Всему человечеству надо бы задуматься о своем будущем.


8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое нефть?

Назовите ещё раз основные свойства нефти.

Как нужно использовать запасы полезных ископаемых?


( слайд № 12) ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НЕ БЕСКОНЕЧНЫ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭКОНОМНО.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Значение нефти в жизни человека" 4 класс.

Автор: Берёзина Елена Николаевна

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока и разработка урока для  познания мира"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-uroka-dlia-poznaniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "248743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446779610"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" (урок-проект) "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie-urok-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "149928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420371756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
    ["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "122107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154641"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_tiemie_gidrosfiera_voda_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191966"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-industrializatsiia-v-kazakhstanie-istoriia-kazakhstana-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112077"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408272033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства