Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК «Школа России»
Тема : «Слова, называющие предметы. Тематические группы слов».
Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов;
2) развивать навык правильной постановки вопросов к таким словам;
3) формировать умения находить в речи группы предметов и определять их названия.
Педагогические задачи: содействовать формированию навыков различать слова, называющие предметы, объединять их в смысловые группы; обогащать словарный запас учащихся, развивать их творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные: умение различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы.
Метапредметные:познавательные формулировать правило на основе выделения существенных признаков.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, оценивать свою речь и речь собеседника.
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, умение применять в общении диалогическую форму речи.
Личностные:готовность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи, обнаруживать настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начался второй урок.
На столе у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Что на ней напечатано? (тюль-, мед-, -ка, -за, ро-,-пан,-ведь,бел-). Правильно, это слоги. Что такое слог? Составим из этих слогов слова , запишем их в тетрадь( работа в тетрадях).
Самоопределение к деятельности.
Учитель. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (по вопросу и по тематической группе). Правильно. Эти слова отвечают или на вопрос кто? или на вопрос что? А по значению слова медведь и белка можно объединить в группу «Животные», а слова тюльпан и роза в группу «Цветы»
Определение темы, целей и задач урока.
Учитель. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. (учиться задавать вопросы, определять, что обозначают слова, в какую группу их можно объединить,включать их в свою речь).
Работа по теме.
1. Работа с орфографическим словарём (учебник стр.137)
Учитель. Начинаем нашу работу с орфографического словаря. Вспомните, для чего он нужен? Как располагаются слова в словарях? Почему в нашем словаре нет слов на букву А?
Прочитаем в словаре слова на букву У. На какой вопрос они отвечают? В какую группу их можно объединить? Работаем со словами на букву С и П.
Пробуем делать вывод. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что? На вопрос кто?
2. Работа в парах. Прочитать слова в столбиках и записать на линии вопрос, на который они отвечают.
_____________________
Ручка
Колокольчик
Самовар
Валенок
Ключ
Банка
Подушка
_______________________
Гость
Носорог
Окунь
Гриб
Зверь
Гусь
Щука
Учитель. Почему мы задаём разные вопросы?
(Ребята делают вывод ,что слова, отвечающие на вопрос что? обозначают что-то неживое, предметы, а на вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают живое)
Учитель. Проверим себя по учебнику (читается определение на стр.24).Молодцы! Вы не ошиблись, рассуждали правильно.
Учитель. Хотите попробовать свои силы? Работаем с упражнением 11на стр.24 по вариантам. В какую группу можно объединить слова в 1 строчке? Во второй строчке?
Физкультминутка.
- Давайте, дети выполним упражнения для пальчиков, чтобы они смогли немного отдохнуть (во время проговаривания стихотворения, дети сгибают и разгибают пальцы, массируют каждый):
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый первый,
Самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
Он стоит посередине.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Учитель. Ребята, мы назвали 2 группы, к которым относятся слова, называющие предметы. Сегодня вы сами назовёте другие группы слов. 4.Отгадайте загадки и скажите, как одним словом можно назвать слова-отгадки.
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит.
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается .
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается.
И
Р
С
В
Ё
К
Л
А
Л
О
Г
У
Р
Е
Ц
Ж
Ч
Б
К
Э
Р
Е
П
А
К
А
П
У
С
Т
А
Ю
О
З
Т
О
М
А
Т
Ь
Щ
М
О
Р
К
О
В
Ь
Ж
Т
У
Л
У
К
Ы
Р
Х
П
Е
Р
Е
Ц
П
Ф
Учитель. Правильно, это насекомые. Добавьте ещё 2-3 слова в эту группу. 5.Следующую группу слов вы мне назовёте, когда поработаете с филвордом.
6.Собирание тематических групп. На партах у детей листочки со словами. Ребята определяют тематическую группу.( 1 группа: стол, диван, тумбочка, кровать. 2 группа: молоток, дрель, пассатижи, отвёртка).
На доске делаем цветок из названий всех тематических групп.
Подведение итогов
Закончить предложения.
Учитель.
1).Сегодня мы работали со словами, отвечающими на вопросы… и ….
2) Слов,которые отвечают на вопросы кто? или что? в русском языке очень…….
3) Слова объединяются в группы по …..
4) На вопрос что? отвечают слова, которые обозначают….
5) На вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают…
6) Я запомнил такие группы слов:….
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Нарисуйте звёздочку на красной линии.
Если вам было интересно- на самом верху, не очень интересно- посередине линии, скучно- в самом низу.
Мне с вами было очень интересно. Спасибо за вашу активную работу.