kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Антонимы, синонимы, омонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

вдопалгшпкгеуьамсьбчбчопешоьипдмбтипэ.тоэ

эъэ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Антонимы, синонимы, омонимы»

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала


Цель: формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Формирование УУД

Предметные результаты усвоения урока:

- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

- пользоваться словарями; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка;

Ресурсы урока: карточки с заданиями, ноутбуки.


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Проверьте, что рабочее место в порядке.

- Тихо сядем.

-Нашу встречу хочу начать со стихотворения

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- О каком времени года идёт речь?

-Какой вы представили осень?

Обратите внимание на нашу картину, на ней тоже изображена осень. Сейчас она незакончена, и от вашей работы будет зависеть, как она преобразится в конце урока.

У Вас на партах лежат жетоны (грибы, листья, лучики) за каждый правильный ответ вы будете брать жетон, они нам помогут в конце урока.

Если вопросов нет, тогда начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности

- Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

- Докажите.

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк . (проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

(Это дятел. Враг – друг)

Назовите слова, противоположные по значению?

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы) (Карточку переворачивать на доске)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Докажите.


- Верно. Отгадайте следующую загадку?

СЛ №4 Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы) (Карточку переворачивать на доске)


- Давайте вместе прочитаем тему урока. (Синонимы. Антонимы. Омонимы) (Карточки открыты на доске).

-Какие задачи поставим на урок?

1.Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы.

2. Научиться распознавать их в речи

3. Учиться подбирать к словам синонимы, антонимы.) (задачи открываются на доке) Прочитать!!!

III. Работа по теме урока

-Ребята, чтобы решить их предлагаю поработать в ППС и выполнить задание на карточке №1

Карточка №1

-Прочитайте цель: отработать умения находить синонимы.

-Прочитайте задание: 1. Определить синонимический ряд (знаком +);

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная

  2. Ранняя, короткая, тёплая

  3. Длинная, поздняя, золотая

  4. Красивая, очаровательная, великолепная

  5. Грустная, печальная, тоскливая.

- Если задание понятно, желаю успехов при выполнении. Работаем ручкой.

- Прочитайте, какие ряды вы отметили. Какой частью речи являются слова? (прилагательными) Докажите.

- Какое время года описывают прилагательные?

- Ребята, а можно осень назвать щедрой? Почему? Давайте мы к этому слову найдём синонимы.

- Откуда мы можем взять эти слова? (сами подобрать или из словаря.)

-Каким словарём воспользуемся? (синонимов)

- Воспользуемся электронным словарём. (показываю, как пользоваться)

- Слово печатаем в начальной форме – м.р.

-Прочитайте про себя слова. Какие слова для вас оказались новыми?

Вывод: Какое умение отрабатывали?

- Какую роль играют синонимы в нашей речи? (можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной)

Работа в группах:

-Ребята, а теперь поработаем в группах и выполнить задание на карточке №2

Прочитайте цель: закрепить умение находить антонимы в тексте. С каким понятием будем работать?

-Прочитайте задание: Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах, устно подберите проверочные слова.

-Прочитайте текст.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно.

При выполнении задания не забывайте про правила работы в группах. (проверка: каждая группа зачитывает пару и называет орфограмму-проверочное слово.)

Для чего мы выполняли эту работу?

Ребята, сделайте вывод: Какой частью речи могут быть выражены синонимы и антонимы? (разными).

- Хорошо, давайте немного отдохнём, все встанем.



IV. Физминутка

Только в лес мы все зашли,(шагаем)

Появились комары.(отмахиваем)

Руки вверх – хлопок одной

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,(шагаем)

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем(присаживаемся)

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – ребятишки.

V. Отдохнули? Тогда продолжаем работать.

-Вспомните, над какой темой работаем на уроке. Возьмите карточку №3.Работу с это карточкой выполнять будете индивидуально.

Вывод: - сделайте вывод: Как определить значение омонимов? (по смыслу в предложении).

-Хотите узнать что-то новое?

НА ДОСКЕ:

сл…зал

-Обратите внимание на слово, прочитайте его.

-Какую гласную нужно вставить?

Возникла проблема, давайте попробуем её решить.

Достаточно ли знать проверочное слово. (нет)

Что ещё нужно знать? Открываю картинки. (в каком значении употребляется)

Сделайте вывод: от чего зависит, какую гласную будем писать? (от значения в предложении).

Открываю картинки и читаю стихотворение

Барсик с дерева слезал

Очень сильно кот устал

Мимо кухни пробегал

Сметану в миске всю слизал.

-Такие слова называют омофонами. Давайте вместе проговорим это слово- Покажите зеленый сигнал, если при выполнении теста вы не допустили ни одной ошибки.

- Покажите желтый сигнал, если вы допустили 1 – 2 ошибки. (Ошибки проработать, если допустили ошибки.) записать количество детей по каждому цвету.

- Вам необходимо еще поработать над этой темой.

Рефлексия. Подведение итога.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое умение отрабатывали?

СЛ №8 Все ли задачи решили?

В начале урока мы говорили о том, что от работы на уроке будет зависеть, как преобразится картина осени. Предлагаю украсить нашу картину, используя набранные жетоны в виде лучиков солнца, листочков, грибов.

- Ребята, посмотрите, насколько красочная у нас получилась картина.

-Кому понравился урок?

-Кто остался доволен своей работай на уроке, поднимите руки.

- Я с вами согласна, вы все молодцы, спасибо за работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Антонимы, синонимы, омонимы

Автор: Уразова Латифа Сабировна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока "Антонимы, синонимы, омонимы" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_antonimy_sinonimy_omonimy_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "368289"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481455261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка во 2-м классе (с презентацией) Тема: "Антонимы. Синонимы. Омонимы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_m_klassie_s_priezientatsiiei_tiema_antonim"
    ["file_id"] => string(6) "372587"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482429846"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по теме "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "202543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429275027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства