kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект «Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить присутствующих с организацией урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа № 78»








Конспект


«Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС»












Составитель: Золотарева Н.А.







Новокузнецк



Цель: познакомить присутствующих с организацией урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами и формами работы по формированию БУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.



Ход


Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто.
Известно было только, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят.
Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили
Но как преподавать, не говорят.
Помучившись, немного поразмыслив
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!


Уважаемые коллеги, как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь на нашем мастер-классе? Конечно же о ФГОСах, о том как мы должны проводить современный урок в рамках ФГОС, какие использовать приёмы, формы работы на уроках с детьми в связи с требованиями ФГОС.

Учитель должен помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Задача учителя: создать благоприятные условия для творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.

Работая в школе учителем, мы знаем все типы стандартных уроков. А сегодня, мы предлагаем вашему вниманию примерную структуру всех типов уроков по ФГОС.

Примерная структура типа урока по ФГОС представлена в памятках.

1. Урок усвоения новых знаний.

2  Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

5. Урок контроля знаний и умений

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

7. Комбинированный урок.


Если раньше, мы составляли план урока, то сейчас имеет место новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока.


Итак, уважаемые учителя сегодня вы ученики 1А и 2А классов нашей школы. И мы проводим с вами уроки: в 1 классе урок чтения и во 2 классе урок русского языка. В соответствии с ФГОС названия предметов в начальной школе несколько изменились. Так у нас есть предметы: чтение, русский язык, мир природы и человека, рисование, речевая практика.


Первый этап любого урока: орг. момент.

Каким он может быть?

Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу.

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.

Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает.

Это может прозвучать примерно так в 1 классе:


  1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Затем сюрпризный момент:

Учитель: - ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришёл? МИШКА (за ширмой).

- Этот мишка волшебный, он пришёл из леса и что-то вам принёс. Сегодня на уроке он будет наблюдать за вами, какие вы умные, как умеете хорошо работать…….И в конце урока мы узнаем, что он нам принёс….

( весь урок он присутствует и участвует в работе вместе с детьми на всех этапах урока)


Следующий этап:


  1. Повторение пройденного


подвести к следующему этапу — к определению темы урока.

(на уроке чтения не забываем про дыхательную и артикуляционную гимнастику)

Учитель: Мы уже изучили несколько букв, они живут в Городе букв. Скажите, какие буквы живут в красном домике? Как они называются? А в синем? Как они называются?

Давайте вспомним какие буквы мы учили?

Игра «Покажи букву»

Об-ся показывают и называют буквы у доски (вместе с мишкой-игрушкой)

Игра «Волшебный мешочек» (об-ся достают, показывают мишке и называют букву)

В мешочке изученные буквы. Нужно достать букву и определить какая она: гласная или

согласная? Почему?

Обязательно подводим итог работы данного этапа: Мишка очень доволен вами…..Скажите Мишке кто из вас правильно назвал все буквы (поднимите руку).


Далее следует определение темы и ее формулировка.


Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв, знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных БУД,



Итак, продолжаем урок чтения в 1 классе.


Учитель: Ребята, Мишка шепчет мне и просит, чтобы я вам рассказала стихотворение. Послушайте: (учитель читает стихотворение, выделяя голосом звук Ш)

Развитие фонематического восприятия и слухового внимания у детей.



В камышах шуршала мышь:

ветер вам нарушил тишь

шепчут тихо камыши:

тихо, мышка, не шурши!


3. Формулировка темы урока


Учитель: Какой звук я выделяла голосом?

Об-ся: звук Ш.

Учитель: Вы догадались, какая тема нашего урока?

Об-ся: Звук и буква Ш.

Учитель: Звук [ш], буква Ш.

(об-ся сами определили тему урока)


- Сообщение темы занятия.

Учитель: - Сегодня на уроке мы будем различать этот звук, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.


А сейчас этот же этап урока, но на уроке русского языка во 2 классе.

Определение темы урока:

-На какие две большие группы можно разделить все звуки русского языка? (гласные и согласные) Назовите все согласные звуки.

- А теперь посмотрите на доску, и скажите по какому принципу разделены звуки на две группы. Чем они различаются?

Б в г д ж з
П ф к т ш с

Почему звонкие? (голос и шум) Почему глухие? (только шум). 

- Догадались, какая у нас тема урока? (парные звонкие и глухие согласные звуки).




Следующий этап:


  1. Актуализация и коррекция опорных знаний


Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество.

Уместно на этапе самостоятельное создание обучающимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе ученики столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных БУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока). Обязательно уделите внимание ценности добываемых воспитанниками знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл!


Итак, продолжаем урок чтения в 1 классе.


- Работа с предметными картинками (гусь, змея) – связь с предметом Мир природы и человека.

Учитель: Мишка нам принёс картинки.

Учитель: - Кого вы видите на картинке? Птицу гусь? Как гуси шипят, когда сердятся?

Дети: ш-ш-ш-ш-ш.

Учитель: А на этой картинке? Как шипит змея, когда сердится? (но к ней нельзя подходить близко, может укусить.)

Дети: ш-ш-ш-ш-ш.

Учитель: - какой звук мы слышим? как вы думаете, в каком домике будет жить буква Ш?

Дети: - буква Ш будет жить в синем домике, потому что он согласный звук.

Учитель: Почему?

Потому, что он не поётся, произносится быстро и с трудом.

Учитель: пожалуйста, посмотрите правильно ли поселилась буква Ш, в свой домик?

(проблемная ситуация, т.к. буква Ш в одном ряду с гласными буквами)

Дети: Нет, она должна быть в синем домике.

Учитель: Кто поможет Мишке поместить букву Ш в его домик?

Итог работы данного этапа урока (вместе с игрушкой Мишкой) Ребята молодцы, вы помогли Мишке правильно найти домик для букв Ш.



Далее предлагается задание на развитие оптических представлений и кинестетических ощущений. И тут же связь с математикой.

Учитель: – А сейчас Мишка предлагает взять в руки вот такие палочки. Что это за палочки?

Дети: Счётные палочки.

Учитель: На каком уроке мы ими пользуемся?

Дети: На уроке математики.

Учитель: А сейчас урок чтения? Что мы можем сделать с помощью счётных палочек? Как вы думаете?

Дети: Выложить из палочек букву Ш.

Учитель: Молодцы. Помогите Мишке выложить из палочек букву Ш. Сколько палочек нам пригодилось? (4.)

Буква Ш состоит из 4-х элементов.

Учитель: - посмотрите какая может быть буква Ш.


(Мишка смотрит как об-ся выкладывают букву Ш)

Учитель: А сейчас посмотрите как выложил букву Ш ваш сосед? Помогите своему соседу, если у него не получилось? (взаимопомощь и взаимопроверка)

Фомируются Коммуникативные БУД

Итог работы (вместе с игрушкой Мишкой) Поднимите руку те, кто самостоятельно справился с заданием. А кто ещё помог своему товарищу по парте встаньте, пусть мишка на вас посмотрит…



Затем можно предложить задание в тетрадях на печатной основе.

Учитель: Итак, вы знаете в каком домике живёт буква Ш? Найдите эту букву на

странице и раскрасьте нужным цветом? (индивидуальная самостоятельная работа)

(об-ся находят в тетради букву Ш и раскрашивают карандашом синего цвета, а затем

печатают букву). связь с рисованием и русским языком


(Мишка смотрит, как об-ся раскрашивают букву Ш)

Итог работы (вместе с игрушкой-Мишкой): учитель предлагает организовать выставку тетрадей и оценить, у кого лучше всех получилась буква.




ФИЗМИНУТКА (проводит Мишка – игрушка)

Хорошо если физминутка тоже будет тематической.

Учитель называет слова, если в этих словах слышим звук Ш, то об-ся хлопают в ладоши. Если нет, то прячут руки.



А сейчас этот же этап урока, но на уроке русского языка во 2 классе.


Актуализация опорных знаний:

Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть звонкие и глухие согласные. 

Снег на полях,                                  Замечательный художник
Лед на реках,                                    У окошка побывал.
Иней сверкает.                                 Угадайте-ка, ребята,
Когда это бывает? (Зимой)             Кто окно разрисовал? (Мороз)

С неба к нам он прилетел,             Всё лето стояли, зимы ожидали.

 Покружился, тихо сел,                   Дождались поры – помчались с горы.
Замерзающую землю                                                                         (Санки)

 В шубу белую одел. (Снег)

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.  (Снежинки)

- Прежде чем мы с вами запишем отгадки в тетрадь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Разминка для пальцев рук «Моя семья» по методике Ф.В. Базарного

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-я, вот и вся моя семья

- А теперь открываем тетради, пишем дату, и записываем отгадки.

- Кто написал, проверьте правильно ли вы ее записали.

-Оцените, как вы написали отгадки:

возьмите красную фишку, если вы написали все правильно без ошибок, без исправлений;

возьмите себе синюю фишку, если вы сделали ошибку.



Следующий этап:


  1. Первичное закрепление:


Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Идеальный вариант, когда обучающийся должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. На наших уроках учитель, зная способности и возможности каждого воспитанника раздаёт задания по степени их сложности.



Например, на уроках чтения в 1 классе:

- Игра «Наоборот».

Учитель: - прочитаем слоги: хором, индивидуально по цепочке, парами.

(хором работают все дети, индивидуально кто-то только читает открытые слоги, кто-то парами и т.д.)

ША - АШ

ШУ - УШ

ШО - ОШ

Учитель: А сейчас загадки…


Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка).

Учитель: А кошка где живёт? В доме с людьми. Значит кошка домашнее или дикое животное?

Ответ: Домашнее.

Остро носик ты заточишь.

Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это
?..(карандаш)

Учитель: Карандаш относится к игрушкам или школьным принадлежностям?

Ответ: школьным принадлежностям

Круглый, гладкий, как арбуз… 
Цвет — любой, на разный вкус. 
Коль отпустишь с поводка, 
Улетит за облака (шар)


Учитель: Игра “Определи место звука”.

Где мы слышим звук ш – в начале слова, в середине, в конце в словах:


ШАР КОШ-КА КА-РАН-ДАШ


(Обучающиеся выполняют задание самостоятельно, затем озвучивают выполненную работу)



Учитель: Звукослоговой анализ слов (хлопаем в ладоши определяем по количеству гласных)


ШАР КОШ-КА КА-РАН-ДАШ



- Чтение по Букварю. Стр. 37

(провести гимнастику для глаз: глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево).


Учитель: - откройте Букварь. Я прочитаю слоги со звуком Ш, а вы следите за чтением глазами, шепотом проговаривая слоги.


Проверка чтения: хоровое чтение, по цепочке, индивидуальное, самостоятельное.


ФИЗМИНУТКА

Мы читали и читали,

Очень, очень мы устали.

А теперь все дружно встали!

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Сядем, глубоко вздохнём

И опять читать начнём.


- Работа над скороговоркой.

Учитель: - дети, повторите за мной скороговорку.

( Произносят в медленном темпе, постепенно ускоряя речь)


Ша-ша-ша мама моет малыша
Шу-шу-шу я письмо пишу


Итог работы данного этапа урока (вместе с игрушкой Мишкой) Ребята молодцы, Мишка очень доволен вашей работой.



А сейчас этот же этап урока, но на уроке русского языка во 2 классе.


Первичное закрепление:

Игра «Пропала буква»

Задание: вставить пропущенные буквы

Бочка - .очка,

гость- .ость,

день- .ень,

Веня- .еня,

ужи- у.и,

коза – ко.а.

-Оцените, как вы написали:

возьмите красную фишку, если вы написали все правильно без ошибок, без исправлений;

возьмите себе синюю фишку, если вы сделали ошибку.



Следующий этап:


  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


На этом этапе урока предлагаются самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных БУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»

Используется работа в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно.



Итак, продолжаем урок чтения в 1 классе.

Игра «Кто самый внимательный?»

- Упражнение на развитие и коррекцию зрительного внимания «Найди букву».

(работа в парах)

Учитель даёт конкретное задание: дети, внимательно посмотрите на ряд букв, найдите и выделите букву, с которой мы сегодня познакомились, с которой мы читали слоги, слова и даже предложения. Посчитайте сколько таких букв и ответ покажите с помощью карточки с цифрой. Будьте внимательны.

Учитель: Мы с Мишкой тоже находим новую букву и соответствующую цифру.

Итог работы Учитель: Давайте сравним эти цифры. Если цифры у всех одинаковые, то значит мы правильно выполнили задание.

Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (познавательные, регулятивные БУД)



Работа в группах на уроке русского языка во 2 классе.

Творческое применение и добывание знаний (работа в группах)


1 группа –Исправить ошибки предложениях, выбирая нужную букву из скобок.

У Васютки у(ж,ш)ки чутки. 
Усы длинные, шу(п,б)ка шелковая. 
Гла(с,з)ки огневые, ко(к,г)ти цепкие. 
Ласко(ф,в) Васька, да хитер. 
Днем на солнышке лежит и всё ска(с,з)ки говорит.

2 группа – Исправь ошибки. Озаглавь текст.


У Васютки ужки чутки. 
Усы длинные, шупка шелковая. 
Гласки огневые, кокти цепкие. 
Ласкоф Васька, да хитер. 
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

-Оцените, как вы справились с заданием:

возьмите красную фишку, если вы сделали все правильно без ошибок, без исправлений;

возьмите себе синюю фишку, если вы сделали ошибку.




Следующий этап:


7. Закрепление материала


Задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. Это могут быть карточки, ………


8. Итог урока: Рефлексия деятельности


Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников.

В 1 классе проводим рефлексию содержания учебного материала с помощью учителя.

Здесь используется метод незаконченного предложения.

Учитель: Мы сегодня познакомились с новой буквой (какой?) Ш.

Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме (с помощью учителя)


Я – знаю букву Ш

Я – запомнил букву Ш

Я - смог прочитать слоги и слова с буквой Ш

Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:

-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.

-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…


(Мишка благодарит об-ся за работу на уроке и раздаёт сладкий приз)


Рефлексия настроения и эмоционального состояния


Учитель: Предлагаю с помощью карточек показать ваше настроение в конце урока (карточки с изображение тучки и солнышка).


А сейчас этот же этап урока, но на уроке русского языка во 2 классе.


Итог. Рефлексия

-Над какой темой работали? Зачем мы ее изучаем?

-А какое задание было наиболее трудным?

-Почему?


-Посмотрите на фишки, которые у вас скопились, они напомнят, как вы работали в течение урока.

3 красных фишки -5

2 красных фишки – 4

1 красная фишка - 3

Оценки за урок.




Всем большое спасибо.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект «Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС»

Автор: Золотарева Наталья Алексеевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Сидорова О.С. "
    ["seo_title"] => string(104) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski-sidorova-o-s"
    ["file_id"] => string(6) "108664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403800154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "ИНТЕРАКТИВНЫЕ   ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "
    ["seo_title"] => string(91) "intieraktivnyie-formy-organizatsii-urokov-matiematiki-i-ispol-zovaniie-intieraktivnoi-doski"
    ["file_id"] => string(6) "108668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403801037"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Комплект интерактивных экскурсий по астрономии, направленных на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "komplekt_interaktivnykh_ekskursii_po_astronomii_napravlennykh_na_razvitie_poznav"
    ["file_id"] => string(6) "583621"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623931787"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства