С самых древних времён люди мечтали увидеть что-то удивительное и новое, а с появлением компьютеров и интернета мечта начала осуществляться. В образовательных целях можно использовать интерактивные экскурсии в города и страны, изучаемые на уроке, также в космос, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений и т.д.
Комплект интерактивных экскурсий по астрономии, направленный на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса – это методическое пособие, предназначенное для учителей начальной школы, которое оптимизирует выбор педагогами наиболее подходящих к условиям педагогического процесса, интересов и возможностей детей при изучении данного направления во внеурочной деятельности. Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи в проведении интерактивных экскурсий преподавателям всех ступеней образовательной деятельности. Продукт представляет собой процесс проведения и организации интерактивных экскурсий, предполагает рассмотрение теоретических основ данного вопроса.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема недостаточности методического обеспечения использования интерактивных экскурсий на занятиях в начальной школе для развития познавательной активности младших школьников.
Создание комплекта интерактивных экскурсий по астрономии, направленных на развитие познавательной активности у обучающихся 4 класса позволит, в какой-то степени, разрешит поставленную проблему. Разработка комплекта интерактивных экскурсий по астрономии связана с организацией педагогического проектирования.
Системообразующий фактор создания комплекта интерактивных экскурсий по астрономии: развитие познавательной активности обучающихся 4 класса посредством использования интерактивных экскурсий по астрономии.
Целью методической разработки систематизация интерактивных экскурсий по астрономии, направленных на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Создание интерактивных экскурсий по астрономии, направленных на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса.
2. Систематизация интерактивных экскурсий по заданным разделам.
3. Создание методических рекомендаций по использованию интерактивных экскурсий.
4. Оформление комплекта интерактивных экскурсий по астрономии, направленных на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса.
Планируемым результатом применяемой методической разработки является повышение уровня познавательной активности обучающихся посредством проведения интерактивных экскурсий по астрономии, направленных на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса.
Комплект включает интерактивные экскурсии, направленные на развитие познавательной активности обучающихся 4 класса с заданиями, конспекты для внеурочных занятий, электронные и раздаточные материалы.
Задания в интерактивных экскурсиях направлены на развитие компонентов познавательной активности, а именно:
- устойчивость познавательного интереса (наличие познавательных вопросов; длительность сохранения интереса; проявление инициативности в поисковой деятельности;наличие стремления к самостоятельной поисковой деятельности);
- сформированность эмоционально-волевой сферы (умение длительно, сосредоточенно работать; умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; проявление активности и настойчивости в овладении знаний; проявление позитивного отношения к поисковой деятельности и интеллектуальных эмоций);
- практическая подготовленность к поисковой деятельности (умение получать знания, использовать их в деятельности;осуществлять поисковые действия при решении поисковых задач; осуществлять самостоятельную, целенаправленную, внутренне структурированную поисковую деятельность).
Подобранные и разработанные интерактивные экскурсии имеют цель, инструкцию, маршрут и задания. Интерактивные экскурсии, представленные в комплекте:
1) объединены общей целью: развитие познавательной активности младших школьников;
2) разработаны и подобраны с учетом возрастных особенностей и требований, которые четко определены в ФГОС НОО;
3) построены с учетом содержания рабочей программы по кружку внеурочной деятельности «Астрономус».
Интерактивные экскурсии в комплекте структурированы по темам в соответствии с рабочей программой.
Методическая разработка является актуальной для решения проблем в образовательной деятельности. В мире цифровых технологий интерактивные экскурсии занимают одну из главных ступеней в организации образовательного процесса и используются как форма организации.
Интерактивные экскурсии – это новое понятие в образовательном процессе и данный вопрос недостаточно изучен, мала база интерактивных экскурсий для различных занятий.
Данный методический продукт позволит пополнить состав интерактивных экскурсий, которые можно использовать в образовательных учреждениях.