Типовая учебная программа по предмету «Физическая культура»
для 1-4 классов уровня начального образования
Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Изучение предмета направлено на формирование личности, готовой к активной самореализации.
3. Содержание учебной программы определено с учетом потребностей личности учащегося, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Цели обучения:
1) формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общей развивающей направленностью;
2) формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;
3) целостное развитие физических и психических качеств;
4) творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
5. Задачи обучения:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
2) формирование системы знаний из области физической культуры, касающихся сохранения и укрепления здоровья;
3) развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и координационных способностей;
4) обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
5) содействие воспитанию социально значимых черт личности, развитию нравственных и волевых качеств, формирования эстетических вкусов и навыков культуры поведения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарный план по физической культуре»
Физическая культура
Типовая учебная программа по предмету «Физическая культура» для 1-4 классов уровня начального образования
Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
Изучение предмета направлено на формирование личности, готовой к активной самореализации.
3. Содержание учебной программы определено с учетом потребностей личности учащегося, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
4. Цели обучения:
1) формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общей развивающей направленностью;
2) формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;
3) целостное развитие физических и психических качеств;
4) творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
5. Задачи обучения:
1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
2) формирование системы знаний из области физической культуры, касающихся сохранения и укрепления здоровья;
3) развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и координационных способностей;
4) обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
5) содействие воспитанию социально значимых черт личности, развитию нравственных и волевых качеств, формирования эстетических вкусов и навыков культуры поведения;
6) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режима дня, влиянии физических упражнений на здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
6. Программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Формирование универсальных и предметных способов действий» (операциональный компонент).
7. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются:
1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) спортивные соревнования и праздники;
4) занятия в спортивных кружках;
5) самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание).
8. В процессе проведения занятий осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
1) «Русский язык и литература»: использование стихов, рифмованных упражнений для проведения подвижных игр;
2) «Познание мира»: при выполнении упражнений ученик узнает о своих органах, частях тела, о сезонных изменениях в природе, о самочувствии и т.д.; узнаёт о гигиене тела, чистоте одежды; во время бега, игр вырабатывает понятие о времени;
3) «Математика»: ученик узнает о сантиметрах, метрах, секундах, километрах и т.д.;
4) «Музыка»: ученик учится использовать в движении темп, ритм, проявлять эмоции;
5) «Изобразительное искусство»: умение использовать графические рисунки движений для выполнения изображенных упражнений;
6) «Трудовое обучение»: умение организовывать собственную деятельность.
9. Объем учебной нагрузки по предмету в соответствии с Типовым учебным планом составляет:
1) 1 класс – 3 часа в неделю, всего 99 часов;
2) 2 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
3) 3 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
4) 4 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
10. Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
11. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.
2.Базовое содержание учебного предмета для 1 класса
12. Содержание курса включает следующие разделы:
1) тематический план:
таблица 1
Части программы
Разделы программы
Учебные четверти
1
2
3
4
Σ
Базовая
1. Легкая атлетика
6
-
-
6
12
2. Подвижные игры
8
7
7
8
30
3. Гимнастика
7
8
6
-
21
4. Лыжная подготовка (в отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять подвижными играми на свежем воздухе)
-
-
10
-
10
5. Плавание (при отсутствии возможности проводить занятия по плаванию рекомендуется заменять их уроками гимнастики)
-
-
-
6
6
Всего по базовой части
21
15
23
20
79
Вариативная
1. Обусловленные климатом региона
6
6
4
4
20
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта)
Всего часов по вариативной части
6
6
4
4
20
Общее количество часов за учебный год (Σ )
27
21
27
24
99
13. Основы знаний: правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, режим дня и личная гигиена, значение физических упражнений для здоровья человека, правила безопасности при выполнении конкретных видов физических упражнений учебной программы, значение и приемы закаливания.
14. Двигательные умения и навыки: гимнастика, строевые упражнения, основная стойка, построение, в шеренгу в колонну, команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», повороты на месте направо и налево переступанием, размыкание и смыкание в шеренге, в колонне, в кругу; Команды: «Направо!», «Налево!», «На месте – шагом марш!», «Шагом марш!», «Бегом марш», «Класс, стой!»; ходьба в колонне; ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, в полном приседи, ходьба с сохранением правильной осанки, с различными положением рук:
1) общеразвивающие упражнения с предметами (мячи, обручи, скакалки) и без предметов; основные положения рук и ног, основные движения руками, туловищем и ногами;
2) упражнения для формирования осанки, дыхательные упражнения;
3) лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, лазание и подлезание под гимнастическую скамейку, бревно и другие предметы, лазание по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползание;
4) упражнение в равновесии: на месте, ходьба по гимнстической скамейке, с поворотом и приседанием; по наклонной скамейке, по низкому бревну;
5) акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, сидя сзади, лежа сзади на предплечьях), седы (на пятках, углом), группировка и перекаты в группировке, из положения лежа руки вверх перекаты впараво и влево, танцевальные упражнения: шаг с подскоком, приставной, галоп;
6) игры и игровые задания: эстафеты с элементами гимнастики и акробатики, преодоление полосы препятствий с элементами лазания.
15. Легкая атлетика:
1) бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой до 2-х минут, до одного километра, бег с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), бег из различных исходных положений, высокий старт с последующим стартовым ускорением, челночный бег 3×10 м, бег 30 м.;
2) прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед и назад; с поворотами вправо и влево, в длину и в высоту с места, в высоту и в длину с 2-3 шагов разбега, с высоты до 30 см.;
3) метание малого мяча в цель, броски и ловля больших и малых мячей;
План-график
распределения программного материала на I четверть (27 ч)
Легкая атлетика и игры.
Дата проведения
№
Учебный материал
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1.
Основы знаний: введе- ние в изучаемый пред- мет (осанка, закалива- ние, режим дня, прави- ла поведения, значение занятий физическими упражнениями. ТБ на уроках физ. воспита- ния. Подвижные игры, физ. паузы – основа двигательного режима, правильного физиче- ского развития
х
2.
Строевые упражнения.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.
ОРУ на месте без предмета и с предметом.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4.
Основные движения руками, ногами и туловищем.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5.
Ходьба разнообразная.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
6.
Бег в медленном темпе с увеличением дистанции.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
7.
Прыжки и прыжковые упражнения.
х
х
х
х
х
х
8.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге.
х
х
х
х
9.
Прыжки с продвижением вперед.
х
х
х
х
10.
Прыжки через короткую скакалку.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
11.
Метание малого мяча.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
12.
Метание в цель.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
13.
Передача мяча в шеренге вправо, влево.
х
х
14.
Передача мяча в колоне над головой.
х
х
15.
Подбрасывание мяча вверх и его ловля.
х
х
16.
Подвижные игры.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
17.
По выбору детей.
х
План-график
распределения программного материала на II четверть (21 ч)
Гимнастика и игры.
Дата проведения
№
Учебный материал
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
1.
Теоретические сведения.
+
В процессе уроков
2.
Построение и перестроение.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предмета.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4.
Лазание и перелазание.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
5.
Танцевальные упражнения.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
6.
Равновесие.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
7.
Акробатические упражнения.
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
8.
Прыжки с высоты.
х
х
х
х
х
х
х
9.
Подвижные игры.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
10.
Материал по выбору учащихся.
х
х
11.
Элементы борьбы.
х
х
х
План-график
распределения программного материала на III четверть (27 ч)
Лыжная подготовка.
Дата проведения
№
Учебный материал
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Лыжная подготовка
лыжи
горки
санки
Спортивне игры
1.
Строевое ОРУ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.
Практическое ознакомление с одеждой, обувью, лыжами, лыжными палками и уходом за лыжным инвентарем.
х
3.
Построение в шеренгу с лыжами в руках.
х
+
+
+
+
+
4.
Построение в колону с лыжами в руках.
х
+
+
+
+
+
5.
Переноска лыж.
х
+
+
+
+
+
6.
Надевание лыж.
х
+
+
+
+
+
7.
Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж.
х
х
х
х
х
8.
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом
+
+
+
+
+
без палок
х
с палками
х
х
х
9.
Передвижение на лыжах до 1 км
х
10.
Свободное катание и игры на лыжах.
х
х
х
х
х
х
11.
Катание с горки.
х
х
х
х
12.
Катание на санках.
х
х
х
х
х
х
Спортивне игры
1.
Передача мяча по кругу в шренгах, в колоннах.
х
х
2.
Перекатывание мяча друг другу.
х
х
3.
Ловля мяча после подбрасывания.
х
х
х
х
4.
Удары об пол.
х
х
х
х
5.
Перебрасывание мяча друг другу.
х
х
6.
Перебрасывание мяча через сетку.
х
х
7.
Игры с мячами.
+
+
+
+
+
+
х
+
+
+
+
8.
Футбол.
х
х
9.
Казан доп.
х
х
План-график
распределения программного материала на IV четверть (24 ч)
Легкоатлетические упражнения. Игры.
Дата проведения
№
Учебный материал
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
1.
Строевые упражнения.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2.
ОРУ (общеразвивающие упражнения) для рук, ног, туловища с предметами и без них. Ходьба, бег.