№ п/п | Тема урока (музыкальный материал) | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Россия – Родина моя ( 5ч) |
1 | Мелодия - душа музыки. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. | Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. Благословляю вас, леса. П.Чайковский, слова А, Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов. | |
3 | Виват, Россия! Наша слава- русская держава. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. | Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня. | |
4 | Кантата «Александр Невский». Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. | Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева | |
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Познакомить с жанром героической оперы. | |
День, полный событий ( 4ч ) |
6 | Утро. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко. Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. | Познакомить с жанром портрета в музыке. | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать – художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. | Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева. | |
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка; М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. | Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров. | |
9 | Вечер.Обобщающий урок. Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский | Дать понятие музыкальных и живописных образов. | |
О России петь – что стремиться в храм ( 4ч) |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | Дать представление о духовных песнопениях. | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. | |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. | Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО | |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. | Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение. | |
13 | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого | Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых. | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4ч) |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. (былины). Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. | Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине. | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать участие В традиционных праздниках народов России. | |
15 | Лель, мой Лель… Былина о Садко и Морском царе. Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. | Дать представление о распевах в былине | |
16 | Звучащие картины. Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. | Дать представление о низком женском голосе – меццо-сопрано | |
17 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка | Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов. | |
В музыкальном театре ( 6ч) |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Познакомить с жанром оперы-сказки. | Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика». Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. | Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка. | |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | Расширять представление об опере-сказке. | |
21 | Полна чудес могучая природа… «Океан – море синее». В заповедном лесу. Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко» | |
22 | Балет «Спящая красавица». Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | Познакомить с балетом. | |
23 | В современных ритмах (мюзикл). Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. | Дать представление о жанре – мюзикл | |
В концертном зале ( 6ч) |
24 | Музыкальное состязание (концерт). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский. «Веснянка»-укр. народная песня. | Дать представление о жанре музыкального концерта. | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных и зарубежных исполнителей. | |
25 | Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. «Волшебный смычок» - норвежская народная песня Мелодия. П. Чайковский. Каприс № 24. Н. Паганини | Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте. | |
26 | Звучащие картины. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов; Исполнение песен. | Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах. | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. | Дать представление о жанре сюита | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. | Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония | |
29 | Мир Бетховена. Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен. | Дать представление о темах, сюжетах и образах музыки Бетховена. | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… ( 5ч) |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза. Мелодия. П. Чайковский. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. | Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях. | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. | |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Шествие солнца. С. Прокофьев. Мелодия. П. Чайковский. Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; | Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева | |
32 | Певцы родной природы. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина. | Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;; | Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя. | |
34 | Обобщающий урок. Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой | Закрепить полученные знания и навыки. | |