Просмотр содержимого документа
«Использование наглядных средств на уроках»
Введение …………………………………………………………………...…... 3 Глава I. Теоретические аспекты понятий «особенности восприятия» и « средства наглядности» 5 1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника 5 1.2. Применение средств наглядности в процессе обучения младших школьников математике с. 10
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование необходимости применения средств наглядности на уроках математики в начальных классах .....с. 17 2.1. Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста с. 17 2.2. Практическое применение наглядных средств на уроках математики с. 20
Заключение……..…………..…………………………………………….…..с 27 Список использованной литературы…………………………..………....с. 28
Введение
Наиболее актуальные проблемы в наше время – это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися [17:329].
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения - 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения [5:2].
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей -- одно из важнейших положений дидактики [5:3].
Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др.
Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Цель исследования: Изучить влияние средств наглядности на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы.
Объект исследования - процесс обучения математике.
Предмет исследования – использование средств наглядности на уроках математики начальных классов.
Исходя из цели, объекта, предмета нашего исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Провести теоретический анализ влияния средств наглядности на качество усвоения знаний и уровень сформированности умений и навыков.
Практическим путем обосновать необходимость применения системы наглядных пособий для использования их на уроках математики.
Гипотеза исследования: качество усвоения новых знаний и уровень сформированности умений и навыков у младших школьников будет выше, если на уроке математики применять наглядные средства.
Глава I. Теоретические аспекты понятий «особенности восприятия» и « средства наглядности»
1.1. Особенности восприятия младшими школьниками наглядного материала
Несмотря на то, что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предметы, рано обнаруживает чувствительность к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо систематически учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия уже готов, но пользоваться им ребенок еще не умеет.
Пути формирования умения воспринимать и наблюдать могут быть различны. Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в главном – ребенка следует специально учить восприятию, без чего на долго сохраняете особенности восприятия, которые типичны для самых маленьких детей (слитность, нечеткость). Поэтому, учитывая особенности младшего школьника, психологи настоятельно рекомендуют, при обучении использовать различные виды дидактического материала и наглядных пособий [3:39].
Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания, возникает острая необходимость использовать в обучении разные виды наглядных пособий. Рассказывая о диких и о домашних животных, знакомя детей с цифрами, множествами, операциями над ними, буквами, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге учитель обязан использовать большое количество разнообразной наглядности. Это могут быть натуральные объекты: колосья злаковых культур, листья деревьев, овощи и фрукты, либо изображения предметов: фото, открытки, картинки, либо схемы, таблицы, диаграммы. Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Как показывают исследования, при использовании наглядных пособий для большего эффекта демонстрируемый предмет или его изображение необходимо комментировать, т.к. всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет, но единичное всегда имеет и общие для всех однородных предметов признаки, свои особенные, частные признаки, присущие только данному экземпляру [11:79].
Именно комментирование демонстрируемых объектов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим для всех данных предметов и, пропуская при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Без речи же наглядность нема.
Кроме того, в речи можно фиксировать не только признаки или части предмета, но и характеризовать особенности каждого единичного предмета. Т.о. сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части – целое. Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления [3:30].
В основе использования технических и аудиовизуальных средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.
Вместе с тем психологи указывают, что хотя весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия готов к работе уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающей действительности.
Готовность зрительного, слухового и двигательного механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных явлений и предметов, так и целых их компонентов. Таким образом, в процессе обучения следует использовать практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. При этом необходимо руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более полного, осмысленного и целостного восприятия.
Известный ученый – психолог Л.С. Выготский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития (достигнутый уже уровень развития) и зону ближайшего развития (то, что находится в процессе становления, “завтрашний день” развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка I класса является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития. Вот почему при обучении детей начальных классов, а особенно I класса необходима четкая последовательность в использовании средств обучения: от действий с конкретными объемными предметами к постепенному переходу к действиям с плоскостным дидактическим материалом (предметным картинкам) и, наконец, к более абстрактным предметам (геометрическим фигурам, знаковым моделям и т.д.) [6:98].
Принимая во внимание результаты исследований психологов о том, что у учащихся начальной школы преобладает непроизвольное внимание, что однообразная работа очень быстро утомляет ребенка, а необходимость смены видов деятельности, и эта деятельность часто может и должна быть игровой. Следовательно, обучение ученика первого класса должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств, для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.
Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.
При этом необходимо иметь в виду последние исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное отвлекают внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пестрым и ярким, при этом пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его следует убирать. В итоге ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности.
1.2. Применение средств наглядности в процессе обучения младших школьников математике
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.
Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:
Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное, а также:
Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы) [16:70]. Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике [2:31].
Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской ,.. Ученики уже в первом классе, после того как им показывают на одно из этих тел и говорят, что это куб, безошибочно отбирают из множества тел все те, которые имеют такую же форму, пренебрегая различиями, касающимися размера, окраски, материала [16:72].
Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия [2:33].
Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.
В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.
Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью”.
Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.
Познавательная эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности учащихся, в переработке содержащейся в ней информации.
Развитию теоретического мышления школьников помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий.
Совершенно очевидно, что рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.
Повышение теоретического уровня преподавания основ наук предполагает также существенные изменения в характере и структуре многих средств наглядности, и вместе с тем совершенствование приемов их использования на уроках. Изменение наглядных пособий должно осуществляться в направлении освобождения их от изобразительных излишеств и обилия деталей, мешающих выделению и восприятию наиболее существенных признаков явлений предметов, отношений между ними и между их элементами. Применение таких наглядных пособий позволит учащимся абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений. Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном уроке, также облегчит ученикам выделение в процессе учебного познания наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков.
Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
В дальнейшем эти теории развивались и обогащались. Рассмотрим теоретические основы использования наглядности и классификацию наглядных средств обучения.
Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Принцип наглядности осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, подбор синонимов и антонимов, речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности)[5:3].
Таким образом, использование средств наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:
- созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими.
- развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д.
- изменению иллюстративных свойств средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование необходимости применения средств наглядности на уроках математики в начальных классах
2.1. Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
Диагностику уровня математического развития мы проводили на базе МБОУ СОШ с. Ишпарсово Стерлитамакского района, среди учащихся 1 класса, который состоит из 10 человек.
Была проведена диагностика уровня развития детей по трем разделам программы математического развития:1) количество; 2) величина; 3)счет, число. За основу диагностики были взяты, прежде всего, результаты наблюдений за ребенком на уроках, а также диагностические методики, предложенные А.В. Белошистой:
- Сосчитайте, сколько здесь кругов (5 кругов).
- Сосчитайте, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд).
- Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4?
- Что можно сосчитать в группе? Сосчитай.
- А дома что у вас можно сосчитать? Вспомните, сосчитайте и скажи сколько?
- Возьмите круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?
- Посчитайте (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?
- Посчитайте квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить?
- Посчитайте пожалуйста сколько грибов (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?
К высокому уровню развития отнесены те дети, которые владеют навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживают зависимости и отношения между числами. Владеют навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечают на вопросы, поясняют способ сопоставления, обнаружения соответствия.
« Предыдущая
Ученики со средним уровнем развития в достаточной степени владеют навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Но затрудняются в высказываниях и пояснениях.
Низкий уровень развития диагностирован у тех учащихся, которые допускают ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5), не обнаруживают зависимости и отношений между числами. Плохо владеют приемами наложения и приложения; даже с помощью взрослого с трудом устанавливают независимость количества предметов от их расположения в пространстве.
В результате сравнительного анализа диагностических данных видно, что перед началом эксперимента в обеих группах высокий уровень развития составил 20%, средний - 50%, а низкий - 30%.
Наблюдение показало, что учащиеся лучше всего освоили сравнение предметов по величине и групп предметов по количеству. Большинство успешно справляется со сравнением множеств, с сопоставлением элементов одного множества с элементами другого, различают равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.
Наиболее высокий уровень усвоения материала связан у младших школьников с развитием первоначальных представлений о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему. Также группировка предметов по признакам вырабатывает у учащихся умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети хорошо усвоили и большинство умеет использовать в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из, все, всех.
Трудности у большинства испытуемых вызвали навыки устного счета и знакомство с числами. Слабо сформировано понятие о возникновении каждого нового числа путем добавления единицы.
Низкий уровень развития младшие школьники показали также при освоении таких приемов, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их. Почти все школьники испытывают трудности в умении отличать порядковый счет от количественного, хотя с порядковым счетом в пределах 1 - 5 справилось большинство учащихся.
Таким образом, на констатирующем этапе исследования сформированы две группы детей младшего школьного возраста – «экспериментальная» и «контрольная» - с приблизительно равным уровнем развития элементарных математических представлений; заполнены диагностические карты на начало эксперимента; выявлены наиболее слабые показатели уровня математического развития в целом по разделу и по отдельным его частям. Для проверки эффективности использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка нами был проведен формирующий этап исследования, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
2.2. Практическое применение наглядных средств на уроках математики
Исследовательскую работу для проверки эффективности использования наглядных пособий проводили параллельно в «контрольной» и «экспериментальной» группах, по 5 обучающихся, с использованием специально подобранными наглядными пособиями. Уроки в контрольной группе – с минимальным набором наглядности.
В конце каждого урока давали задания для самостоятельной работы на закрепление изученного материала. Цель этих самостоятельных работ – проверка качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков, отрабатываемых на данном уроке.
После проведения нескольких уроков по теме «Натуральные числа» в обеих группах сделали анализ самостоятельных работ, который помог выявить, как влияют наглядные пособия на качество усвоения знаний, умений и навыков.
На примере одного из серии проведенных уроков рассмотрим влияние наглядности на качество знаний, уровень сформированности умений и навыков.
Фрагменты конспекта урока с использованием наглядных средств обучения:
Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.
Продолжать обучение счету.
Упражнять в сравнении чисел.
Упражнять в письме цифры 6.
2.Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
3. развивать логическое мышление.
Оборудование: 1. Набор цифр и знаков.
2. Наборное полотно.
3. Касса цифр и букв.
4. Счетные палочки.
5. Набор кубиков
5. Натуральный ряд чисел.
6. Предметные картинки для счета.
Ход урока:
Наглядные пособия, используемые на этапе повторения:
а. Счетный материал для повторения состава чисел:
Положите перед собой 3 красных кружка.
Сколько кружков надо добавить, чтобы получилось 4 кружка?
Положите 3 треугольника, добавьте еще столько, чтобы получилось 5 треугольников.
Положите 5 картинок с огурцами.
Что надо сделать чтобы получилось 4 огурца?
б. Натуральный ряд чисел (на доске, на плакате)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Назовите соседей числа 3; 8.
Какое число предшествует при счете числу 6, числу 2, числу 10?
Какое число следует при счете за числом 5, 1, 7?
в. Карточки с цифрами.
Покажите мне ту цифру, которая соответствует количеству предметов на наборном полотне.
г. Сигнальные знаки. Правильно + ; неправильно –
1. 5 – 1 = 4 2. 4 – 2 = 3 3. 4 + 1 = 5
Наглядные пособия, используемые на этапе изучения нового материала:
а. Образование числа 6 (карточки, счетный материал)
Покажите, как имея 5 квадратов, выставленных на наборном полотне сделать так, чтобы их стало 6? (Добавляют еще квадрат)
Давайте запишем пример 5 + 1 = 6
Кто может найти эту цифру ? (Находят карточку с цифрой 6)
б. Кубики.
Составляются столбиком кубики по 5 и 6 штук для сравнения чисел 5 и 6.
Сколько красных кубиков? – 5
А синих? – 6
Каких кубиков больше? – синих
На сколько синих кубиков больше, чем красных? – на один.
А на сколько красных кубиков меньше, чем синих? – на один.
Какое число больше 5 или 6? – 6
Запишем! 6 5
Какое число меньше? – 5
Запишем! 5 6
Наглядные пособия, используемые на этапе закрепления:
а. У Маши 6 яблок (на наборном полотне).
Как их можно разложить в две корзины? (дети раскладывают и каждый раз записывают пример)
0 + 6 = 6
1 + 5 = 6
2 + 4 = 6
3 + 3 = 6
4 + 2 = 6
5 + 1 = 6
6 + 0 = 6
Закрепляют состав числа 6.
б. На одной тарелке 6 огурцов на другой 5.
На какой тарелке огурцов больше? (на первой)
Почему? (потому что 6 5)
Фрагменты конспекта урока с минимальным использованием наглядных средств обучения
Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.
2.Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
3. развивать логическое мышление.
Оборудование: 1. Набор цифр и знаков.
2. Наборное полотно.
3. Касса цифр и букв.
4. Счетные палочки.
5. Набор кубиков
5. Натуральный ряд чисел.
6. Предметные картинки для счета.
Ход урока:
1.Повторение устно.
А. Состав числа:
4 это 3 и …
2 и …
б. – Сколько надо прибавить к 3, чтобы получилось 5?
А что надо сделать, чтобы получилось 2?
в. – Назовите соседей чисел 4, 7, 9.
Какое число предшествует при счете числу 8, 2, 5?
Какое число следует за 3, 6, 9?
г. Сколько у меня яблок? (картинки) (хором) 3, 5, 1.
2. Изучение нового материала.
а. У меня 5 кружков. Что надо сделать чтобы их стало 6? (добавить еще один)
Запишем 5 + 1 = 6
Найдите эту цифру в кассе.
б. «», «
5 6 2 1 4 4
3 5 6 6 2 4
3. Закрепление.
6 + 0
5 + 1
4 + 2
3 + 3
2 + 4
1 + 5
0 + 6
Записывают все получившиеся примеры.
Итоговая самостоятельная работа включала в себя следующие задания:
Задание – проверялось знание натурального ряда чисел.
А. Записать число, следующее при счете за числом три.
Б. Записать число, предшествующее числу два.
В. записать соседей числа четыре.
Задание – проверялось, как усвоено основное свойство натурального ряда чисел.
Вычисли:
А. 3+1 В. 2+1
Б. 4+1 Г. 5+1
Заключение
Итак, наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.
Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление, широко использовал в своей педагогической деятельности этот принцип Л.Н. Толстой. Принцип наглядности широко используется в обучении младших школьников и в наше время.
« Предыдущая
Значение средств наглядности в процессе обучения математике младших школьников переоценить трудно. Формирование многих основных математических понятий, таких как: понятие числа, арифметического действия, переместительного закона, понятия больше «на», меньше «на» и других, происходит с использованием различных наглядных пособий.
Список использованной литературы:
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика. – 1997. –103 с.
Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
Вороговская, А.И. Об организации и формах обучения шестилетних детей на уроках математики. / А.И. Вороговская. - М.: Просвещение, 1990. – 275 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выгодский, В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
Гудилина, С. И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С.И. Гудилина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm
Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2002.- 256 с.
Коменский, Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1974.- С. 217.
Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
Моро, М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. / М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.
Моро, М.И. Методика обучения математике в 1 – 3 классах. Пособие для учителя. / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: «Просвещение», 1975. -304 с.
Моро, М.И. Средства обучения математике в начальных классах./ М.И. Моро, А.М. Пышкало.– М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
Пышкало, А.М. Средства обучения математике. / А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1980.- С. 358.
Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Подласый. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Соловков, И.А. Начальное образование в России. / И.А. Соловков. – М.: Прометей, 1993. -296 с.
Столяр, А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат.фак. пед . ин-тов. / А.А. Столяр. – Мн.: Выш.шк., 1986. – 414с.
Скаткин, Л.Н. Методика начального обучения математики / Л.Н. Скаткин. - М.:Просвещние, 1972. – С. 217.
Фаддейчева, Т.И. Обучение устным вычислениям / Т.И. Фаддейчева // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С.16.
Целищева, И.И. Карточки для профилактики и диагностики ошибок в вычислениях / И.И.Целищева. // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 2. - С. 50-53.
Шергина, В.В. Цвет и форма наглядных пособий / В.В. Щергина. // Журнал «Начальная школа».- № 5.- 1997. – С. 45-47.
Эрдниев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе / П.М. Эрдниев, Б.П.Эрдниев. – М.: Просвещение, 1999. – С.23.