Программа курса «Развивай - ка» направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений. Программа позволяет развивать любознательность, самостоятельность, познавательную активность через: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Программа опирается на дополнение и углубление школьных программ по математике, русскому языку, естествознанию. Программа создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой мыслительного и речевого развития. Нарушение компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями:
нарушением структуры речи с преобладанием ошибок фонематического типа;
ограниченным словарным запасом;
бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи.
Срок проведения факультативного курса 1 год – 34 часа, в неделю – 1 час.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Принципы построения программы:
личностно-ориентированный подход;
учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
развитие творческих способностей, как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
системность, последовательность, преемственность в обучении;
наглядность;
доступность;
сотрудничество и ответственность;
сознательное усвоение материала;
занимательность.
учет современных требований;
управляемость образовательным процессом;
индивидуальный подход к учащимся
Применение технологий на занятии:
игровые технологии;
проблемное обучение;
здоровье сберегающая технология;
групповые технологии
проектные технологии
развивающее обучение
проблемное обучение
Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес.
При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
Здоровьесберегающая технология влияет на формирование гармоничной, творческой личности, в решении проблем социальной адаптации учащихся, на развитие личности и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Методы факультативной работы на занятиях:
наглядный
графический
метод проблемного обучения
проектный метод
исследовательский метод
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
повествование;
объяснение;
диалог;
доказательство;
рассказ;
рассуждение;
беседа.
Методы организации деятельности:
состязание;
показ примеров и образцов;
создание ситуации успеха;
Методы стимулирования интереса к учению:
игры;
соревнования;
познавательные беседы;
создание ситуации успеха;
эмоционально-нравственных ситуаций;
творческие задания
В ходе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на 4 группы:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на развитие воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур не сложной конфигурации;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения упражнений, дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (пошаговое выполнение задания).
Календарно – тематическое планирование 2 «В» класс
Всего - 34 часа, 1 час в неделю
№ п/п
Тема занятия
Дата
Примечание
Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления.
05.09
Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Развитие мыслительных операций. Придумаем скороговорки.
12.09
Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.
19.09
Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.