kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Развивай - ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование по выбору, факультатив

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Развивай - ка"»

Пояснительная записка факультативного курса «Развивай - ка»

во 2 «В» классе на 2023 – 2024 учебный год (учитель: Васянина И.Ф.)

Пояснительная записка

Актуальность выбора определена следующими факторами:


Программа курса «Развивай - ка» направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений. Программа позволяет развивать любознательность, самостоятельность, познавательную активность через: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Программа опирается на дополнение и углубление школьных программ по математике, русскому языку, естествознанию. Программа создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой мыслительного и речевого развития. Нарушение компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями:      

  • нарушением структуры речи с преобладанием ошибок фонематического типа;

  • ограниченным словарным запасом;

  • бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи.

Срок проведения факультативного курса 1 год – 34 часа, в неделю – 1 час.

  Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • содействовать усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических норм, синтаксических конструкций;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Принципы построения программы:

  • личностно-ориентированный подход;

  • учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

  • развитие творческих способностей, как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;

  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;

  • системность, последовательность, преемственность в обучении;

  • наглядность;

  • доступность;

  • сотрудничество и ответственность;

  • сознательное усвоение материала;

  • занимательность.

  • учет современных требований;

  • управляемость образовательным процессом;

  • индивидуальный подход к учащимся


Применение технологий на занятии:

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение;

  • здоровье сберегающая технология;

  • групповые технологии

  • проектные технологии

  • развивающее обучение

  • проблемное обучение

Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).                                 

Здоровьесберегающая технология влияет на формирование гармоничной, творческой личности, в решении проблем социальной адаптации учащихся, на развитие личности и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. 

Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;

  • групповые;

  • индивидуальные.

Методы факультативной работы на занятиях:

  • наглядный

  • графический

  • метод проблемного обучения

  • проектный метод

  • исследовательский метод

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

  • повествование;

  • объяснение;

  • диалог;

  • доказательство;

  • рассказ;

  • рассуждение;

  • беседа.


Методы организации деятельности:

  • состязание;

  • показ примеров и образцов;

  • создание ситуации успеха;

Методы стимулирования интереса к учению:

  • игры;

  • соревнования;

  • познавательные беседы;

  • создание ситуации успеха;

  • эмоционально-нравственных ситуаций;

  • творческие задания


В ходе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на 4 группы:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на развитие воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур не сложной конфигурации;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).


Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения упражнений, дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (пошаговое выполнение задания).








Календарно – тематическое планирование 2 «В» класс

Всего - 34 часа, 1 час в неделю

№ п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления.

05.09


Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Развитие мыслительных операций. Придумаем скороговорки.

12.09


Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.

19.09


Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.

26.09


Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. Чтение текстов половинкой

03.10


Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая».

10.10


Развитие воображения. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами.

17.10


Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи.

24.10


Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей.

07.11


Тренируем внимание. Игра «Лабиринт», Чтение по спирали

14.11


Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». Придумай сказку.

21.11


Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику.

28.11


Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». Читаем, считаем, запоминаем.

05.12


Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы.

12.12


Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов.

19.12


Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку»

26.12


Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару».

09.01


Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку».

16.01


Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

23.01


Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха.

30.01


Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. В гостях у «ЧИПСа».

06.02


Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова».

13.02


Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. Игра «Собери слово».

20.02


Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы».

27.02


Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

05.03


Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка.

12.03


Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия»

19.03


Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек.

02.04


Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант.

09.04


Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант.

16.04


Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

23.04


Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

30.04


Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

14.05


Конкурс «Почемучек»

21.05








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Факультативный курс "Развивай - ка"

Автор: Васянина Ирина Федоровна

Дата: 18.05.2024

Номер свидетельства: 650859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Авторская программа факультативного курса  "Физика и искусство" "
    ["seo_title"] => string(63) "avtorskaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-fizika-i-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "101867"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402462273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр  и вид задания повышенной сложности  на ЕГЭ по русскому языку» "
    ["seo_title"] => string(137) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-sochinieniie-rassuzhdieniie-kak-zhanr-i-vid-zadaniia-povyshiennoi-slozhnosti-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "198590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428422044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "О программе  факультативного курса для 6 класса  «За страницами учебников математики». "
    ["seo_title"] => string(89) "o-proghrammie-fakul-tativnogho-kursa-dlia-6-klassa-za-stranitsami-uchiebnikov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "220748"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434825923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Факультативный курс "Юный Пифагор" "
    ["seo_title"] => string(34) "fakul-tativnyi-kurs-iunyi-pifaghor"
    ["file_id"] => string(6) "126429"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415176657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства