Пояснительная записка.
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов в соответствии с «Законом об образовании в РК» (подпункт б, ст. 5) в целях развития вариативности среднего общего образования.
Учебно-методический комплект факультативного курса «Юный Пифагор» состоит из:
*программы факультативного курса «Юный Пифагор»;
*дидактических материалов к учебным занятиям;
*рабочих тетрадей для учащихся 1-4 классов;
*электронного тестирования;
*видео-приложения;
Реализация программы «Юный Пифагор» позволяет учащимся ознакомиться со многими вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
В содержание и структура учебного материала изучения математики в
1-4 классах по данной программе входит 4 раздела:
- «В мире чисел»
- «Развивающие задачи»
- «Геометрия вокруг нас»
- «Моделирование»
Занятия целесообразно проводить – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
Данные занятия направлены на развитие у учащихся умения работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Задания данные в занятиях предполагают самостоятельное выполнение работы с учащимися , как и с преподавателем.
Тетрадь для учащихся составлена в соответствии со структурой учебного занятия. К каждому разделу и занятию предлагается отдельная страница тетради. Предлагаемые задания способствуют более осознанной отработке и усвоению получаемых знаний. В тетрадях существует условное обозначение этапов занятия для удобного обращения.
Электронное тестирование представляют собой комплекс итоговых тестов по каждому разделу и классу. Педагог может использовать их как для коллективной проверки знаний учащихся, так и для индивидуальной.
Видео- приложения содержат серию материалов , развивающих познавательный интерес учащихся , расширяют кругозор. Могут быть использованы педагогом по мере необходимости (мультфильмы, математические видео- сюжеты)
Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика..
Цель программы : расширение знаний по предмету математика, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Задачи:
содействовать развитию познавательных психических процессов учащихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, воображения;
· формировать математические способности учащихся, а именно: умение обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; учить, правильно применять математическую терминологию; развивать логическое мышление;
· формировать умение нестандартно мыслить;
· формировать умение выполнять задания с разнообразным геометрическим материалом;
· совершенствовать умение решать задачи повышенной сложности;
· развивать надпредметные умения и навыки;
· отбирать такое содержание развивающих заданий, которые будет направлено на развитие личности, на взаимодействие с другими детьми;
· стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по поводу решаемых проблем;
· развивать потребность обучающихся к самообучению, воспитанию;
отрабатывать математические знания с помощью интерактивных тренажёров, тестов.
Каждый раздел помогает учащимся пополнить багаж знаний по предмету математика, усвоить определенные навыки, умения, применять полученные знания на практике.
Раздел № 1. «В мире чисел»
· последовательность ряда многозначных чисел;
· знаки и термины, связанные со сложением , вычитанием, делением, умножением;
· арифметические действия над числами;
· переместительное, сочетательное свойство;
· приемы устного и письменного счета;
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· уметь решать примеры – ребусы;
· классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
Раздел № 2. « Развивающие задачи».
· решение нестандартных задач;
· приёмы решения задач алгебраическим способом;
· анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
· решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
· оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи:
· аргументировано доказывать правильно решение;
· опровергать неправильное направление поиска.
Раздел № 3. «Геометрия вокруг нас»
· названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, луч, отрезок и т.д.
· о линиях (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая кривая)
· названия геометрических величин и их измерений – сантиметр, дециметр.
· математическую терминологию;
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точку, отрезок, ломанную, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, окружность.
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· выполнять построение геометрических фигур заданными измерениями(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки;
· построить отрезок заданной длины;
· делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
· оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приблизительно (на глаз);
Раздел № 4. «Моделирование»
· названия терминов касающихся пространственного расположения предметов;
· придумывать новые архитектурные формы;
· находить новые дизайнерские решения;
· воспроизводить и комбинировать собственные знаки и образы;
· находить сходство и различие предметов;
· ориентироваться в пространственных отношениях;
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
Система форм контроля уровня достижений детей и критерии оценки.
Для системы оценивания успешности ребенка, используются формы как промежуточного контроля (тесты), так и формы итоговой работы по курсу. Важно использовать оценку знаний промежуточных достижений прежде всего, как инструмент положительной мотивации, а также своевременной
коррекции деятельности к детей. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать совокупность самостоятельно выполненных работ( рисунки, схемы, макеты, олимпиады) и документально подтвержденных достижений(грамоты, дипломы)Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оценивающихся в баллах(1-10 ), которые суммируются суммируются по окончанию курса каждого класса.
Предполагаемые результаты:
Занятия факультативного курса математики содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математической терминологии и т.д. Формированию положительных мотивов в учебной деятельности, способствует работа, которая содержит элементы игры, поисковой деятельности, которая повышает активность и обеспечивает самостоятельность выполнения работ.
Занятия должны помочь учащимся:
· овладеть способами исследовательской деятельности;
· уметь формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач, различного уровня сложности;
· открывать оригинальные способы действий;
· повышать качество обучения по предмету математика;