Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития
Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития»
Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир
Э.И. Ивлева
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №17»
г. Полысаево
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
По определению выдающегося детского психолога Д. Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Новые стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как приёмник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Общетеоретическое определение «готовности к школе» характеризуется как развитие на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют его как ученика, то есть помогают учиться. Мы хорошо с вами знаем, что в дошкольном возрасте у детей формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Это закреплено в новом Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». (Глава 7. Общее образование. Статья 64. Дошкольное образование).
Выделяется четыре блока в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.
Мероприятия, которые надо проводить по усвоения предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ:
сюжетно-ролевые игры;
игры с правилами;
игра в школу;
чтение сказочных текстов с проигрыванием отдельных сюжетов.
Организация позитивного отношения к познавательной деятельности:
доброжелательное и уважительное отношение к деятельности ребенка;
поощрение за активность;
оценка результатов труда ребенка;
конкретные указания по улучшению результата.
Сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения его в начальной школе.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Если ребенок говорит, что я хочу учиться, значит у него сформировано положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, он готов к познанию!
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе. Я – субъект детского сообщества! Ребенок отдает предпочтение коллективным занятиям деловому сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Принцип деятельного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.
Важным условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами и воспитателями.
Цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Задачи:
на дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
•включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
на ступени начальной школы в соответствии со Стандартом:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы, учителя, должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса. Наше образовательное учреждение, как и другие школы, взаимодействует с близлежащим детским садом №2, из которого поступают воспитанники детского сада. Ежегодно заключаем договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой. Составляется план работы по организации преемственности по трем направлениям:
1. Работа с детьми:
• экскурсии дошкольников в школу;
• посещение школьного музея боевой и трудовой славы «Память», библиотеки;
• знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в игровых программах, проектной деятельности (День игры и игрушки, проекты «Загадочные снежинки», «Мороженое: вред или польза»);
• организация выставок рисунков и поделок в школе и ДОУ;
• совместные праздники («День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Как хорошо учиться в школе!», «Прощание с Азбукой», «Вот и стали мы на год взрослей») и спортивные соревнования (Весёлые старты, День Здоровья, эстафеты) дошкольников и первоклассников.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы («Дошкольное и школьное детство»);
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы («Формы и методы работы», «Из опыта работы»);
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые занятия в ДОУ и открытые уроки в школе («Современные образовательные технологии»).
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы (Мы - вместе», «Семья, детский сад и школа – крепкий союз»);
• вечера вопросов и ответов («Что Вас волнует?»);
• консультации с педагогами ДОУ и школы («Как помочь ребенку?», « У Вас проблема»);
• встречи родителей с будущими учителями (Давайте знакомиться!»);
• дни открытых дверей («Мы рады, Вам», «Просим в гости»);
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
Образовательно-воспитательный процесс, как в дошкольном учреждении, так и в школе подчинён становлению личности ребёнка.
Только конструктивный диалог мудрых взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе партнерских позиций.
Давайте бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЕНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности.
Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Литература
1. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школ: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
2. Качур, Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения // ИД «Первое сентября». Электронный ресурс: [festival.1september.ru/articles/562010]. — 2013.
3. Кондрашова, Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Открытый урок. Электронный ресурс:
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}