kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Развитие познавательных способностей у учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей у учащихся начальной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие познавательных способностей у учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время"»










Доклад



Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»















Подготовила : Хрин А.В.



2024



Социально-экономические преобразования, которые происходят в обществе в настоящее время, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное гражданское поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Перед школой встала задача построения нового образовательного пространства, отвечающего требованиям, заложенным в Стандарте.

Как известно, результаты начальной ступени образования Стандарт делит на три категории: личностные, метапредметные, предметные. При этом подчёркивается, что развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования .

Таким образом, главной целью для выпускника начальной школы должно стать формирование собственного опыта, самостоятельность и продуктивность  в разных видах деятельности. 

Исходя из этого, образовательное пространство начальной школы должно стать в первую очередь развивающим и социализирующим пространством, которое:

-обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся;

-гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- является дружественной по отношению к обучающимся и педагогам.

Образовательное пространство начальной школы является целостным, включающим в себя начальное общее образование, дополнительное образование и внеурочную деятельность.

Предметное содержание образования (урочное пространство)  реализуется через основные способы действия, систему предметных знаний и умений, работу с текстом, учебное сотрудничество, контрольно-оценочные действия младших школьников. Для более эффективного продвижения  ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей расширять собственные знания и умения, в школе сформировано пространство внеурочной образовательной деятельности. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Кроме того, важно отметить, что образовательное пространство нашей начальной школы тесно связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

Взаимодействие с детской школой искусств, центром дополнительного образования детей, центральной районной библиотекой, психологической службой, центром семья, специалистами ГИБДД.

Одним из ценностных ориентиров стандартов 2 поколения является «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.

« Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. Это: прилежание, осознанность учения, творческие проявления, самостоятельность при решении учебных задач и другие.

Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся изменить, повысить уровень познавательной активности.

Учителю необходимо: 
- быть внимательным к каждому ребенку;

- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

- создавать все условия для того, чтобы заинтересовать и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Выявлению и развитию познавательных способностей учащихся способствует применение различных заданий на уроках и во внеурочное время, которые активизируют внимание, мышление, память, воображение.

Такая работа не должна носить бессистемный характер. Необходимо вести планомерную деятельность, используя все образовательное пространство.

На уроках необходимо создавать ситуации, в которых учащиеся сами отстаивают своё мнение, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, задают вопросы друг другу и учителю, анализируют ответы друг друга, оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка), самостоятельно выбирают разноуровневые задания, находят несколько вариантов решения проблемы, нахождение "опасных мест” и другие.

На уроках можно использовать такие задания, как: штриховка, графический диктант, нестандартные задания с лишними и недостающими данными, игра «Почтальоны» , когда одним ребятам даются карточки с заданиями, другим – с ответами. Ребята –почтальоны должны выполнить задание и найти «квартиру» с таким номером, а жильцы квартиры проверяют – правильно ли пришел почтальон. И много других.

Особое место в работе занимают разноуровневые задания. В 1 классе ребята получают задания различной степени сложности, начиная со второго класса им предлагается несколько заданий, из которых они выбирают сами задания, которые им более интересны. Это задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровней.

Можно использовать творческие уроки: уроки-викторины, уроки-мастерские, уроки-соревнования, уроки-мастерские и т.д.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Владимировна Хрин

Дата: 09.04.2024

Номер свидетельства: 648748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Доклад "
    ["seo_title"] => string(6) "doklad"
    ["file_id"] => string(6) "103597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593811"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Воспитательная работа в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(44) "vospitatiel-naia-rabota-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218759"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433913703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства