Просмотр содержимого документа
«Доклад. Электронные образовательные ресурсы в начальной школе.»
Доклад
Тема: «Электронные образовательные
ресурсы для начальной школы».
Учитель 1 «Д» класса
Хрин А.В.
2022 год
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
В условиях работы по новому ФГСО начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
Перед собой я ставлю задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:
- создания и использования информации;
- получение информации различными способами;
- проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
- создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;
- обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
В реализации всех этих задач мне должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ЭОР особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ЭОР значительно облегчает работу учителя и увеличивает познавательный интерес ученика к уроку. Они помогут сделать мои уроки намного интереснее, ведь все возможности для этого есть (компьютер, проектор).
ЭОР несомненно нужно применять на уроках по всем предметам, но здесь главное не переусердствовать. Весь урок по моему мнению строить только на использовании ЭОР нельзя, но какую-то часть обязательно посвятить им.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. Однако я хорошо понимаю, что время, затраченное учениками на самостоятельный (или даже отчасти самостоятельный) поиск нового способа действия, выполнение практического исследования, подготовку и реализацию проекта и т.п., неизмеримо больше, чем время трансляции ученикам готовых алгоритмов в рамках более регламентированной и традиционной учебной работы в классе.
Возникает противоречие:
- с одной стороны, современные ценности образования лежат в сфере самостоятельности и инициативности учеников с другой, предоставление ученикам большей свободы для осуществления учебной и познавательной активности «отнимает» время, в течение которого можно «эффективно» вкладывать в головы учеников новые знания, умения, навыки;
- с одной стороны использование ЭОР позволяет разнообразить урок, с другой стороны подготовка к уроку с использованием ЭОР занимает больше времени.
А также возникает противоречие:
- между имеющимися в открытом доступе электронными образовательными ресурсами (ЭОР), охватывающими большую часть содержательного образовательного поля, характеризующихся высоким образовательным потенциалом, - и недостаточными темпами их внедрения в реальный педагогический процесс.
Проблемы:
- Недостаточная материально-техническая база в отношении использования ЭОР;
- Недостаточно знаний в области ипользовании ЭОР;
- ЭОР позволяет разнообразить занятия, но подготовка к занятию с использованием ЭОР занимает гораздо больше времени.
Исходя из вышесказанного, формулируется и цель работы.
Цель – разработать систему работы с использованием электронными образовательными ресурсами для использования в начальных классах.
Задачи:
1) изучить образовательный потенциал современных ЭОР для достижения своих различных образовательных целей;
2) уметь отбирать необходимые ресурсы для использования в педагогическом процессе;
3) разработать содержание и планы проведения уроков различного типа с использованием ЭОР;
4) способствовать формированию мотивации к учебе у учащихся с применением ЭОР на своих уроках.
Ожидаемые результаты:
Анализируя образовательный потенциал использования ЭОР на уроках, я сделала для себя вывод и с уверенностью могу сказать, что использование ЭОР позволит:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Общая характеристика ЭОР
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность.
Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
2. Интерактивность.
Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.
3. Доступность.
Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
4. Универсальность.
Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Такие ЭОР размещены на сайте «Открытый класс».Изучив образовательный потенциал современных ЭОР , я думаю что на своих уроках я буду применять максимум Интернет-ресурсов, например энциклопедию «Кирилла и Мефодия», использовать Flash-игры, например "Буквы-сестрички", которые есть на сайте Natalka.com «Дидактические игры и тренажеры по программе начальной школы». В моей работе будет целесообразно использование компьютерного тренажера, его работа заключается в следующем:
- быстрая обработка результатов, определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции) объективность оценки учащегося.
Учебный материал уроков я буду представлять в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Задания, которые ребенок выполняет в содружестве с анимированным персонажем, позволяют ему легко и прочно усвоить материал школьной программы. Предельно простая навигация позволит ребенку заниматься самостоятельно или с минимальным участием взрослого.
Чтобы обогатить свой урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании мне следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ЭОР, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе мне позволит перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному подходу, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете я смогу применить компьютерные технологии. Но главное, мне необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволит осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.
Чтобы достичь результатов, мне надо грамотно использовать ЭОР и тогда можно сделать процесс обучения, интереснее, красочнее, познавательней. Повтор непонятной темы станет менее проблематичным, а дистанционное обучение, либо самостоятельная работа проще и интересней. При хорошем оснащении класса и уверенных знаниях и умениях учеников и меня, можно делать даже коллективные работы, например несколькими кружками (объединениями). Вовлекать в работу всех. Главное не допустить замены цифровыми технологиями простого человеческого тепла, общения и участия. В наше время дети все меньше общаются вживую, и все больше становятся зависимы от соц. сетей, интернета и всего подобного. Мы должны грамотно находить золотую середину!
Электронные образовательные ресурсы позволят реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым поспособствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников, эффективно повлияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогут разнообразить занятия, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повысят мотивацию к изучению материала.
Практически на любом школьном уроке можно будет применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволит осуществить задуманное, сделать урок современным. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.