Доклад на тему " Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе"
Доклад на тему " Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе"
Доклад "Использование электронно-образоватедьных ресурсов в начальной школе" рассчитана для выступления на ШМО, на педсоветах. Доклад длится 5-7 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему " Использование электронно-образовательных ресурсов в начальной школе"»
Использование электронно - образовательных ресурсов
в начальной школе
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,
и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»,
- гласит китайская мудрость.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников. 2.Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе. 3.Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения. 4. Снижению дидактических затруднений у учащихся. 5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции. 6. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)
Электронный образовательный ресурс - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР:
- по типу среды распространения и использования
- по виду содержимого контента
- по реализационному принципу
-по составляющим входящего контента
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:
Мультимедийность
Моделирование
Интерактивность
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы.
В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На своих уроках я стараюсь применять различные Интернет-ресурсы:
Компьютерные тренажёры
Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, при проведении устного счёта на уроках математики.
Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:
быстрая обработка результатов,
определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
объективность оценки учащегося.
2. Игры,кроссворды(«Найди отличия», «Найди числа от 10 до 100» и т.д).
3. Мультимедийные презентации к различным урокам
4. Электронные тесты (на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока)
5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями.
6. Учебные видеофильмы
7. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы. Проектная деятельность (2,3,4 класс)
8. Музыкальная коллекция (классической музыки)
Где можно скачать интернет – ресурсы ?
- Федеральные коллекции: Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
- Сайт «Открытый класс»
- http://school-collection.edu.ru/catalog/
- http://www.edu.ru/
- http://www.rusedu.ru/
- http://www.viki.rdf.ru/
- http://pedsovet.su/load/
- www.mir-konkursov.ru,
- http://www.musik.edu.ru
- http://nachalka.seminfo.ru
- http://www.openclass.ru/node/
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Применяя в начальной школе все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и тестирующие системы и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.
Практически на любом предмете в начальной школе можно применить компьютерные технологии. Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Педагогу необходимо выбрать такой ЭОР, который позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР делает урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Использование ЭОР в начальной школе открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Но в настоящее время эти возможности ограничены тем, что школьные программы, методики и критерии оценки знаний отстают от уровня и скорости развития современного общества, экономики, промышленности. Для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов необходимо развивать и поддерживать сетевые образовательные сообщества педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.
Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.
Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Задача учителя не в том,
чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том,
чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе
Современная система образования в России переживает процесс активных преобразований. После принятия и внедрения ФГОС изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые невозможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Если в систему образования не внедрять ЭОР, то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной экономики, а выпускники школ не будут готовы жить в современном «информационном» обществе.
ЭОР – это представленные в цифровой форме ресурсы, необходимые для организации учебного процесса.
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания.
Функции для учителя и учащегося
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия: виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.
Использование ЭОР приносит гораздо больший результат, если учитель одновременно эффективно привлекает своих обучающихся к использованию дистанционных форм обучения.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.[1]
Для современных учащихся работа в Интернете является привычной, они легко адаптируются к дистанционным системам обучения.
Дистанционное обучение позволяет:
охватить большую группу обучающихся, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребёнку;
возможность организации обучения в сотрудничестве несколько обучающихся;
осуществлять своевременную педагогическую поддержку учителем в качестве консультанта в режиме on-line;
Онлайн – платформа Учи. ру позволяет ученикам заниматься по учебным предметам в дистанционном режиме .
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс
Набор бесплатных сервисов Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, статистика достижений ученика и трансляции онлайн-уроков с учителями.
Для начальных классов предлагаются материалы по предметам: математика, русский язык, окружающий мир. Задания даны в ярком, красочном виде с применением анимации, однако они несут точечные знания и вырабатывают у детей умения и навыки.
Учитель может отслеживать прогресс выполнения учебной программы учащимися, есть возможность выдать детям проверочные работы, создать свои собственные задания.
По окончании курса ребенок получает диплом за успешное прохождение базового онлайн-курса.
На Учи.ру проходят образовательные марафоны, которые поддерживают в ребятах дух соревнования, стремления коллективно добиться результата. За прохождение и победу класс получает грамоту. Самые активные ребята получают грамоту за лучший результат в классе.
По учебным предметам (в том числе по финансовой грамотности) проходят олимпиады. Все победители награждаются яркими красочными грамотами., похвальными листами и благодарностями (учителю и школе).
Притом учителю не нужно набирать документы, они формируются автоматически и хранятся в разделе Портфолио.
Кроме учебного направления, на Учи.ру разработаны занятия для внеклассной работы. Эти задания можно проходить в классе на классных часах или дома.
Образовательный тренажер для школьников 1-4 классов
«Умная ворона».
Здесь представлено огромное количество ярких, красочный, анимированных заданий по школьной программе. Добавлено чтение, помимо основных предметов. Доступны десять разных типов заданий, такие как задача на восстановление последовательности, задача на подстановку пропущенного слова, задача на правильное расположение картинок и другие. Количество набранных баллов будет засчитано по таймеру времени, на правильный ответ отмечается картинкой и фразой вороны.
На площадке проходят марафоны для детей. Зарегистрировавшись на марафон, нужно выполнить предложенные задания. Существует своя база данных для выдачи заданий детям. Учитель может создавать свои задания. Вы сможете видеть результаты каждого ученика по каждому решённому заданию, а также время решения и количество попыток.
Российская электронная школа
Российская электронная школа - это масштабный проект, который объединяет интерактивные видеоуроки по всем предметам школьного курса. Здесь представлены уроки с 1 по 11 классы от лучших преподавателей страны. РЭШ создана для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий в школе по какой-либо причине восполнить пробелы в знаниях.
ЯКласс
«ЯКласс» - это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей. Коллекция материалов платформы постоянно пополняется. Материалы расположены по параграфам и по темам школьного учебника, соответствуют нашим рабочим программам. Встречаются необычные, нестандартные задания, которые привлекают интерес обучающихся, что делает работу по формированию умений и навыков интересной и увлекательной. Не нужно проверять горы тетрадей. Система проверит и даст процент выполнения работы, предоставит подробную статистику. Всё это можно найти в разделе «Результаты учащихся». Проверочные работы создает и назначает преподаватель. Он может пользоваться уже готовыми разработками и добавлять свои.
При выполнении проверочных работ обучающиеся имеют возможность увидеть результаты, посмотреть на допущенные ошибки и выполнить работу заново. В профиле «Учитель» есть функция, позволяющая видеть текущее состояние проверочной работы или домашнего задания у каждого ученика, его ошибки и степень выполнения задания.
Google
Для организации дистанционного обучения младших школьников я использовала сервисы, разработанные корпорацией Google.
Google Диск (google.com/intl/ru/drive/) – это облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc. с возможностью просмотра в браузере содержимого множества типов файлов, а также редактирования и создания определенных типов документов. [2]
Google «Диск» предоставляет инструментарий для создания любых видов заданий без необходимости покупки и установки офисного программного обеспечения. С его помощью можно создавать и работать с документами, таблицами, презентациями, фотографиями, PDF-файлами и формами.
Работать со всеми видами файлов на сервисе Google «Диск» можно в совместном доступе в реальном времени. Это позволяет осуществлять своевременные консультации учителем, осуществлять диалог между членами группы, оставлять комментарии и замечания к этапам работы, одновременно выполнять работу разными обучающимися и видеть результаты своей работы и своих товарищей, так как изменения, выполняемые на одном устройстве, отражаются на всех остальных. Учитель может контролировать возможность доступа к различным документам, открывая или закрывая доступ к файлам.
При выполнении работы очень удобна функция просмотра «Хронологии изменений» в документе, так как все изменения над документом постоянно сохраняются в процессе работы, можно посмотреть, кто и какие изменения произвел в документе, восстановить нужную версию, если были допущены какие-либо ошибки.
У учителя есть возможность не только загрузки имеющегося на компьютере документа на «Диск» и дальнейшей работы с ним в облачном хранилище, но и обратное действие – создание документа на «Диске», а затем выгрузка его на компьютер в любом из доступных форматов.
Все эти возможности я на практике использовала для организации дистанционного обучения младших школьников 2-4 класса по разработанному мной учебному курсу «Знакомство с программой PowerPoint». При работе по данному курсу были использованы задания по информатике, а также творческие задания по окружающему миру, русскому языку и математике.
Самое первое занятие было теоретическим знакомством с программой, правилами безопасной работы на компьютере, оформления письменного разрешения каждого родителя обучающегося.
Для организации дистанционного обучения младших школьников важными факторами такой формы обучения является элементы занимательности, система поощрения в виде игровых бонусов, работа в группе над одной общей проблемой, возможность работы с различными источниками информации.
За правильное выполнение заданий ребенок получал от учителя бонус – оценку в виде смайликов или картинок сказочных персонажей.
Для улучшения качества обучения, ребятам предлагались для просмотра видеоуроки по окружающему миру, ОЗОЖ, математике, сохраненные учителем на Google «Диске».
Для организации проектной деятельности на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности были созданы специальные разделы «Проекты по окружающему миру», где дети создавали отдельные слайды на общую тему, а затем выступали с защитой своей работы на уроках. Эта работа очень удобна тем, что учитель уже заранее знает о материалах сообщений учеников, их объемах, и может лучше построить сценарий урока.
Возможности Google «Диска» очень хорошо помогли организовать дистанционное обучение в период отмены занятий в связи с карантином: разместить домашние задания для всего класса, показать способы решения, дать разъяснения по трудным темам, а также организовать дополнительные занятия и консультации для детей, нуждающихся в такой форме обучения. Взаимодействие участников организуется как синхронно, т. е. в режиме online, так и асинхронно, когда участники в различное время получают доступ, оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.
Игровые, тестовые, занимательные формы работы, применяемые в дистанционной форме позволили повысить уровень математической и орфографической грамотности обучающихся.
Заинтересовавшись созданием презентаций на отдельные темы, мои ученики стали индивидуально работать над интересующими их вопросами. Для них я создала раздел «Мои первые исследования», в котором ребята работали над своими проектами, созданием их презентаций, сопутствующих документов. В такой форме работы очень много положительных моментов, так как учитель может вовремя скоординировать работу ребёнка, оказать помощь, пообщаться с ребенком в реальном времени, переписываясь с ним в комментариях. В результате такой работы мои обучающиеся заняли призовые места в школьном конкурсе проектов «Хочу всё знать!»
На следующий учебный год планирую продолжить такую форму работы со своими обучающимися, так как уже сейчас видны положительные результаты у детей:
усиливается положительная мотивация к обучению;
активизируется познавательная деятельность,
они имеют возможность проявить своё творчество, воображение, так как такая форма работы не ограничивает по времени;
повышается уровень умений работать в группе;
расширяется возможность самостоятельной деятельности;