1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной АООП;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4.Федерального перечня учебников на 2017-2018 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/ Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
6.Примерных учебных программ под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-3 классы», Москва, «Просвещение», 2006 год, автор: Н.Н.Павлова.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классов (1вариант)
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Содержание программы направленно на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетенций, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по «Русский язык» и авторской программой учебного курса.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать формального заучивания правил, списывания готовых упражнений и т.д. Обучающийся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, пишет, читает, вставляет пропущенные буквы, подчёркивает и выделяет.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития у обучающихся с ОВЗ позволяют выделить образовательные потребности:
Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю – 136 часов в год.
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты изучения русского языка должны отражать:
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45; Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов. В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
Барабан, береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.
Объём диктанта соответствует количеству слов по чтению.
- неправильное написание слов, которые не проверяются (словарные слова даны в программе каждого класса); - ошибки на те правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их и выписал их на доску.
- логопедические ошибки, характерные для данного ребёнка.
- повторные ошибки в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, то она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются:
- исключение из правил.
3 пунктуационные и 1 - 2 исправления.
Количество слов должно быть нечётным.
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | | | Повторение пройденного | 1 | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. | Уметь договариваться и приходить к общему решению. | Планировать совместно с учителем свои действия. | |
2 | | | Предложение | 1 | Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Анализировать и делать выводы. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Определяет количество слов в предложении, составлятть схему предложения |
3 | | | Предложение и его схема | 1 | Оценивать результаты своей деятельности. | Использовать знания по теме в новых условиях. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Оценивать результаты своей деятельности. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Составляет предложения по заданной схеме |
4 | | | Распространение предложений | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать предложение и группу предложений,определят тему и главную мысль текста. | Аргументировать свою позицию. | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Дополняет предложения словами. |
5 | | | Слово. Количество слов в предложении | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Выделять части текста. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Слушает учителя, самостоятельная работа в тетради. Восстанавливает нарушенный порядок слов в предложении. |
6 | | | Составление предложений с данным словом | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. | Умение слушать и понимать речь учителя | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. | Самостоятельная работа. |
7-8 | | | Дифференцирование звуков и букв. Место звука в слове | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Слушает учителя, самостоятельная работа в тетради. Выделяет слово в предложении. |
9-10 | | | Звуки и буквы | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Списывать текст, проговаривать его по слогам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Принимать и сохранять учебную задачу. | Слушает учителя, самостоятельная работа в тетради. Составляет схему слова, делит его на слоги. |
11-12 | | | Гласные звуки и буквы | 2 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить основу и второстепенные члены предложения. | Умение слушать и понимать речь учителя | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Слушает учителя, самостоятельная работа в тетради. Составляет и записывает предложения с заданными словами |
13-14 | | | Согласные буквы и звуки | 2 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить главные и второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. | выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Слушает учителя, самостоятельная работа в тетради. |
15 | | | Сходные слова, различающиеся одним звуком | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать распространённые и нераспространённые предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Слушает учителя, самостоятельная работа в тетради. Выделяет первый и последний звуки в слове, учится отличать звук от буквы. |
16-17 | | | Слова, различающиеся количеством звуком | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | правильно строить предложения, излагая свои мысли. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке. | Самостоятельная работа в тетради. |
18-19 | | | Слова, отличающиеся последовательностью звуков | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. | Умение слушать и понимать речь других. | Делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником,в тетради. Учится отличать звук от буквы. |
20 | | | Диктант по теме «Предложение» | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | замечать и правильно записывать слова с орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Письмо под диктовку. |
21 | | | Ударение в словах | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Классифицировать ошибки по орфограммам. | Умение аргументировать своё предположение. | Оценка результатов работы. | Выделяет звуки из слов. Учимся Ставить ударение. |
22 | | 22.10 | Выделение ударного гласного в слове | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять лексическое значение слов. | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится отличать звуки по звучанию |
23 | | | Деление слов на слоги | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать однозначные и многозначные слова. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Повторяет как определять количество слогов в слове |
24 | | | Гласные в образовании слогов | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать прямое и переносное значение слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Волевая саморегуляция. | Учится определять количество гласных звуков в слове и слогов. |
25 | | | Перенос слов по слогам | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится переносить слова. |
26 | | | Деление слов со звуками и-й на слоги | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Классифицировать ошибки по орфограммам. | Умение аргументировать своё предположение. | Умение составлять план и последовательность действий на уроке. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится делить на слоги слова с буквами -и, -й. |
27 | | | Различай р-л | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать слова с буквами Л-Р |
28 | | | Контрольное списывание | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Делить слова на слоги,находить ударение | Умение оформлять свои мысли | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Самостоятельная работа. |
29-30 | | | Парные звонкие и глухие согласные | 2 | Нравственно-этическая ориентация. | Писать сочинения по серии картинок. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учиться различать на слух парные согласные. |
31 | | | Различай в-ф | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание,,переносить слова. | Оформлять свои мысли письменно. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать на письме в-ф. |
32 | | | Различай г-к | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Переносить слова с одной строки на другую. | Планирование учебного сотрудничества. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать на письме г-к |
33 | | | Различай д-т | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть в словах орфограммы. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Тренируется в различение парных согласных д-т |
34 | | | Различай д-т | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допущенные ошибки, исправлять их | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать на письме д-т |
35 | | | Различай ж-ш | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. | Управление поведением партнера | Прогнозирование результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Тренируется в различение парных согласных ж-ш |
36 | | | Различай ж-ш | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке,писать имена собствееные с большой буквы | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать на письме ж-ш |
37 | | | Различай з-с | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Тренируется в различение парных согласных з-с |
38 | | | Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать на письме звонкие и глухие. |
39 | | | Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение). | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Объяснять допущенные ошибки, исправлять их | Умение слушать и понимать речь других. | Уметь точно отвечать на вопросы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Тренируется в различение парных согласных. |
40 | | | Различай звонкие и глухие согласные. (Повторение). | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Постановка вопроса -инициативное сотрудничество | Уметь точно отвечать на вопросы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать звонкие и глухие. |
41 | | | Контрольное списывание | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Постановка вопроса -инициативное сотрудничество | Уметь точно отвечать на вопросы. | Самостоятельная работа . |
| | | | | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Постановка вопроса-инициативное сотрудничество | Уметь точно отвечать на вопросы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится анализировать слова по звуковому составу. |
42 | | | Шипящие согласные | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова. | Умение слушать и понимать речь других. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится выделять в словах шипящие звуки. |
43 | | | Свистящие согласные | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Анализирует слова по звуковому составу. |
44 | | | Дифференциация шипящих и свистящих согласных | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Планирование учебного сотрудничества. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится выделять в словах свистящие и шипящие звуки. |
45 | | | Буква Е в начале слова или слога | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допущенные ошибки, исправлять их | Планирование учебного сотрудничества. | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится записывать слова с буквой Е в начале слова |
46 | | | Буква Е в начале слова или слога | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать гласные и согласные звуки. | Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять слова на заданную букву. |
47 | | | Буква Ю в начале слова или слога | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится записывать слова с буквой Ю в начале слова. |
48 | | | Диктант по теме | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Составлять рассказ по картинке. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа . |
49 | | | Работа над ошибками | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Учится исправлять ошибки |
50 | | | Буква Я в начале слова или слога | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится записывать слова с буквой Я в начале слова. |
51-52 | | | Буква е, ё, ю, я в начале слова или слога | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять орфограмму и правильное написание слов. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять слова на заданную букву. |
53 | | | Гласные ы-и после твердых и мягких согласных | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять орфограмму и правильное написание слов. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится записывать слова с этими буквами. |
54 | | | Гласные о-е после твердых и мягких согласных | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Оценка результатов работы. | Уметь составлять и записывать слова с гласными О-Ё |
55 | | | Гласные у-ю после твердых и мягких согласных | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять знания для решения нестандартных задач. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Оценка результатов работы. | Уметь составлять слова с заданными буквами |
56 | | | Гласные а-я после твердых и мягких согласных | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; | Планирование учебного сотрудничества. | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. | Уметь составлять и записывать слова с гласными а-я |
57 | | | Гласная е после мягких согласных | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Уметь составлять и записывать слова с гласными Е |
58-59 | | | Дифференциация твердых и мягких согласных | 2 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Устанавливать аналогии | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать твёрдые и мягкие согласные на письме и на слух |
60 | | | Контрольное списывание | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Характеризовать парные звонкие и глухие согласные | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа |
61 | | | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах изученные орфограммы на слух. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится обозначать мягкость согласных звуков на письме Ь. |
62 | | | Письмо слов с мягкими согласными на конце слова | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится ставить на конце слов Ь. |
63-64 | | | Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять предложения с заданными словами. |
65 | | | Контрольное списывание | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа |
66 | | | Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа |
67 | | | Повторение пройденного по теме «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова» | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится записывать слова с мягким и твёрдым согласным на конце слова. |
| | | | | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах изученные орфограммы на слух. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
68 | | | Слово | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится обозначать предмет словом. |
69 | | | Название предметов | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Сопоставлять произношение и написание слов | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится ставить вопрос. |
70 | | | Название предметов | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Сопоставлять произношение и написание слов | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится находить слова , обозначающие предмет. |
71 | | | Название предметов, отвечающих на вопрос что? | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Безошибочно писывать текст с орфографическим проговариванием. | Планирование учебного сотрудничества. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится называть слова отвечающие на вопрос кто. |
72-73 | | | Различие сходных предметов и их названий | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится различать названия сходных предметов. |
74-75 | | | Обобщающее слово для группы однородных предметов | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Соотносить произношение и написание слов. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится подбирать обобщающее слово. |
76 | | | Контрольное списывание | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Использовать специальную терминологию | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа |
77 | | | Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Использовать специальную терминологию | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос |
78-79 | | | Дифференциация слов , отвечающих на вопросы кто? и что? | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
80-81 | | | Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать собственные имена существительные. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
82-83 | | | Дифференциация слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов | 2 | Нравственно-этическая ориентация. | Распознавать собственные имена существительные. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
84 | | | Диктант по теме «Название предметов» | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать собственные имена существительные. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа |
85 | | | Большая буква в именах людей | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять и записывать предложения с именами людей. |
86 | | | Большая буква в именах и фамилиях людей | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять и записывать предложения с именами людей. |
87 | | | Большая буква в кличках животных | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Изменять имена существительные по числам. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять и записывать предложения с кличками животных. |
88-89 | | | Большие буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных | 2 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Распознавать в речи имена существительные | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится писать имена собственные и нарицательные. |
90 | | | Диктант по теме «Большая буква в именах собственных» | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Самостоятельная работа |
91 | | | Названия действий | 1 | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
92-93 | | | Названия действий, отвечающих на вопрос что делают? | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
94-95 | | | Подбор названий действий и названий предметов | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
96-97 | | | Подбор названий действий кто как передвигается? | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число глаголов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
98-99 | | | Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос кто? | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
100-101 | | | Подбор нужного названия действий к словам, отвечающим на вопрос что? | | Нравственно-этическая ориентация. | Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится правильно ставить вопрос. |
102 - 103 | | | Дифференциация названий предметов и названий действий по вопросам | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – повествование и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится составлять и записывать предложения. |
104 | | | Контрольное списывание | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить прилагательные в тексте. | Умение выражать свои мысли | | Самостоятельная работа |
105 | | | Предлог - как отдельное слово | 1 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится писать предлоги со словами. |
106 | | | Употребление предлогов в предложении | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число имени прилагательного. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Упражняется в написании предлогови со словами. |
107-108 | | | Выделение «трудной» гласной в словах | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – описание и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится писать словарные слова. |
109- 110 | | | Выделение «трудной» гласной в словах | 2 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится писать словарные слова. |
111 | | | Диктант «Слова с непроверяемыми гласными» | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать местоимение как часть речи. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Самостоятельная работа |
112 - 113 | | | Написание гласных в словах-родственниках | 2 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – рассуждение и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится сравнивать написание слов- родственников |
114 115 | | | Написание гласных в словах-родственниках | 2 | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать местоимения отдельно от других слов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Учится сравнивать написание слов- родственников |
116 117 | | | Повторение пройденного по теме «Название предметов и действий» | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Повторяет правила и пишет слова на эти орфограммы |
| | | 4 четверть | | Нравственно-этическая ориентация. | Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | |
118-119 | | | Предложение | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать предлог как часть речи. | Владение диалоговой речи. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Учится выделять предложения из текста. |
120 121 | | | Выделение предложение из текста | 2 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Писать предлоги отдельно от других слов. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Учится выделять предложения из текста. |
122 123 | | | Правила записи предложений | 2 | Нравственно-этическая ориентация. | Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | Учится правильно оформлять начало и конец предложения. |
124 | | | Диктант по теме «Предложение» | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Отличать текст от предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Самостоятельная работа |
125 | | | Различай набор слов в предложении | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Соотносить словесные и зрительные образы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Учится составлять предложения из слов, знает различие между набором слов и предложением |
126 | | | Порядок слов в предложении | 1 | Научатся находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал. | Нравственно-этическая ориентация. | Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Учится расставлять слова в предложении по порядку. |
127 | | | Завершение начатого предложения | 1 | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать части речи. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | | Учится завершать начатое предложение |
128 | | | Составление предложений по предложенной картинке | 1 | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Видеть орфограммы в слове. | Планирование учебного сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Учится составлять предложение по предметной картинке. |
129 | | | Контрольное списывание | 1 | | | | | Самостоятельная работа |
130 | | | Звонкие и глухие согласные (повторение) | 1 | | | | | Учится делать звуко-буквенный анализ слов. |
131 | | | Звонкие и глухие согласные | 1 | | Делать звуко-буквенный анализ слов | | | Учится писать слова со звонкими и глухими согласными. |
132 | | | Твердые и мягкие согласные | 1 | | Выделять мягкие и твёрдые согласные | | | Учится выделять мягкие и твёрдые согласные |
133 | | | Мягкий знак (ь) на конце слов | 1 | | Писать слова с разделительным –ь и –ъ знаками под диктовку | | | Учится писать слова с разделительным –ь и –ъ знаками под диктовку |
134 | | | Названия предметов | 1 | | Уметь записывать слова, обозначающих предмет и составлять с ними предложения | | | Учится записывать слова, обозначающих предмет и составлять с ними предложения |
135 | | | Названия действий | 1 | | Уметь ставить вопрос к словам обозначающим действие предметов | | | Учится ставить вопрос к словам обозначающим действие предметов |
136 | | | Предложение Итоговый диктант 1 урок - резерв | 1 | | | | | Самостоятельное письмо под диктовку, проверка написания. |