kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению учащихся 1-4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель изучения данного предмета заключается в формировании  духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции  наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию и коррекции речи детей с ТНР, развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, а также творческой самореализации,  формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению учащихся 1-4 классов.»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №26»











Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов.







Учитель: Данилова Т.Н.











г. Ульяновск







Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению для 1-4 классов разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта для детей с ТНР, адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ТНР и ориентирована на формирование у обучающихся с ТНР общих учебных умений и навыков в различных видах умственной, практической и речевой деятельности. В основу рабочей программы положены авторские программы: Н.М. Конышева по курсу «Технология»; Т.Н. Проснякова по курсу «Технология».

В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в формировании духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию и коррекции речи детей с ТНР, развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, а также творческой самореализации, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.


Задачи изучения дисциплины:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

- развитие речи(окружающий мир) - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;

- математика – техническое моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

- произношение (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

- чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается набором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).


  1. Общая характеристика учебного предмета

В системе общеобразовательной подготовки учащихся с ТНР начальной школы трудовое обучение играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков ручного труда состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников сТНР, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальчиков используются специальные тренировочные упражнения (пальчиковая гимнастика, упражнения с веревочкой), которые проводятся во время физкультурной паузы или непосредственно перед осуществлением двигательного приема работы. Обучающиеся нуждаются также в поэтапной помощи при обучении тому, как правильно держать тот или иной инструмент, при овладении определенным двигательным приемом труда - с тщательной отработкой отдельных движений и многократным закреплением формируемых навыков работы.

Обучение планированию работы начинается с использования инструкционно-технологических карт, условных обозначений.

По мере овладения навыком чтения переходят к записи пунктов плана работы. Учитель, выполняя действия, характеризуя материалы и раскрывая последовательность выполнения работы, знакомит учащихся со словами, обозначающими материалы, признаки, названия действий, которые производятся во время изготовления изделий. На начальных этапах обучающиеся изготавливают различные изделия совместно с учителем. При этом учитель сопровождает работу направляющими и уточняющими инструкциями. Последовательность трудовых операций при изготовлении изделий служит планом в построении связного рассказа о проделанной работе.


Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.



  1. Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.


5. Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;


Предметные

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).



Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • руководствоваться правилами при выполнении работы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:


  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

При оценке успеваемости по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков, но и уровень сформированности умственных действий обучающихся: анализ образца, планирование работы, самоанализ и др., степень их самостоятельности.

При оценке выполнения практических заданий необходимо руководствоваться следующими критериями:

- «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески, на поставленный вопрос дан четкий ответ;

- «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;

- «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца ( если не было на то установки); изделие оформлено небрежно;

- «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, изделие имеет незавершенный вид.



6. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

- наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

- инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.



7. Содержание учебного предмета

1 класс (66 часов)

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Мир природы и культура труда. (7 часов)

Экскурсия «Красота окружающей природы». Наблюдение, изучение различных форм и образцов природы. Сбор природного материала. Осенние и весенние работы в школьном саду. Удаление мусора, сгребание листьев, веток. правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём. Правила ТБ. Комнатные растения и правила ухода за ними.

Основы художественной обработки различных материалов. (14 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению. Лепка «жгутиков», лепка из отдельных частей: конуса, шара, овала, цилиндра, столбиков. Приемы лепки из соленого теста, передача формы в пластике.

Особенности работы с природными материалами. Приемы обработки природного материала. Аппликация из засушенных листьев. Мозаика из природного материала.

Технология обработки бумаги. (26 часов)

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание, наклеивания. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания, склеивания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов.

Техническое моделирование. (7 часов).

Экскурсия на улицу. «Наблюдения за машинами». Объемное моделирование из готовых геометрических форм (грузовик, паровозик).

Работа с набором металлического конструктора. Основные детали, монтажные инструменты и способы сборки конструкций из набора металлического конструктора. Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. Сборка и разборка простейших изделий: треугольник, прямоугольник. Конструирование технической игрушки, дорожных знаков из деталей конструктора по-операционно и по рисунку. Выполнение работы в нужной последовательности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля.

Обработка ткани и текстильных материалов. (11 часов)

Правила безопасности с колющими и режущими инструментами. Знакомство с понятиями «долевые», «уточные» нити, «бахрома», «мережная дорожка».Приемы использования булавки для вытягивания нитки. Простые приемы работы с нитками и иглой, прокладывание стежков «вперед иголку». Отмеривание ниток для изготовления поделок и для шитья. Завязывание узелка. Приемы плетение косички из трех прядей. Завязывание глухой петли. Использование вторичных материалов для поделок. Пришивание пуговиц двумя отверстиями.


Всего: 66 часов.


Основные требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны знать:

  • основные требования культуры и безопасности труда:

- о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

- правила безопасной работы с ножницами и иглой;

- приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

- правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

- правила аккуратной работы с клеем;

  • названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём;

  • наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

  • наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

  • названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

  • назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней;

  • Правила ухода за комнатными растениями.

Учащиеся должны уметь:

  • подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;

  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

  • выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

  • использовать правила и приемы рациональной разметки;

  • аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

  • аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

  • аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

  • аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

  • аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

  • изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

  • пришивать пуговицы;

  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;

  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

  • выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут знать:

  • свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;

  • происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;

  • разные виды деталей и инструментов металлического конструктора, способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся могут уметь:

  • самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

  • на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;

  • мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;

  • создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

  • пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;

  • устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

  • осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).


2 класс (68 часов)

Значение труда в учебной деятельности каждого школьника.(1час)

Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. Правила подготовки к уроку, поддержание порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, правила обращения с инструментами.

Мир природы и культура труда. (6часов)

Урок-экскурсия «Образы родного края. Царство деревьев». Наблюдение, сравнение, различие породы деревьев по их форме, размеру. Правила сбора, сортировки и хранения природного материала. Осенние и весенние работы на учебно-опытном участке. Сбор семян однолетних декоративных растений. Удаление остатков растений и мусора, сгребание опавших листьев и веток. Правила подготовки и посева семян в грунт. Выращивание зернобобовых растений. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём.

Основы художественной обработки различных материалов. (14часов)

Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе. Композиции на плоскости из засушенных растений .Объёмно-пространственные композиции из

природных материалов «Скульптуры из природных материалов». Особенности свойств соленого теста. Изделия по мотивам народных образцов: печенье «Тетёрки» из соленого теста. Лепка фигурок животных из соленого теста в соответствии с образцом и художественное оформление их красками. Декоративно-художественный прием оформления изделия нитями. Работа с пластилином, особенности его свойств. Мозаика на пластилине: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Барельеф. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Композиция, стилизация. (Декоративная пластина). Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки».

Технология обработки бумаги. (28 часов)

Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами «Панно аквариум». Понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости. Складные игрушки - оригами. Приемы наклеивания кусочков цветной бумаги по контуру рисунка, заполнения разными оттенками внутренней часть рисунка: мозаика из цветных кусочков бумаги . Приёмы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией «Орнамент». Образ и конструкция открытки. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

Приемы изготовления из бумаги модели планера. Объемная аппликация «Открытка для мамы». Приемы конструирования из бумаги: «Вертушка»,»Ракета с баклажкой». Разметка прямоугольника с помощью линейки. Приемы развертки . Оригами - складывание базовой формы «блинчик». Работа в группе. Приемы композиция. Новые приемы бумагопластики: изделия по мотивам народных образов «Птица-Солнце».

Техническое моделирование. (11 часов)

Экскурсия «Машины вокруг нас, их значение в жизни людей».

Работа с металлическим конструктором. Два вида креплений - подвижное и неподвижное. Сборка и демонтаж изделий по образцу, а затем по техническому рисунку. Правила ТБ в работе с деталями и инструментами металлического конструктора.


Обработка ткани и текстильных материалов. (8часов)

Новые приёмы их обработки текстильных материалов; обучение приёму отмеривания нитей с помощью шаблона. Технологические и декоративно-художественные свойства волокнистых материалов. Узелковое плетение. Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. Приемы вырезания деталей из ткани. Формирование предпосылок проектной деятельности. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы. Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка продёргиванием нити. Выполнение бахромы. Изделия по мотивам народных образцов.«Кукла из ниток».


Основные требования к уровню подготовки учащихся

2 класс

Учащиеся должны знать:

  • простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; 1

  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);

  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

  • как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

  • о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

  • читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • выполнять разметку по предмету;

  • выполнять изображения в технике барельефа;

  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся могут знать:

  • что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;

  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

  • что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.





Учащиеся могут уметь:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

3 класс (68 часов)

Культура и организация труда. (2 часа)

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира. Устройство компьютера, и его возможности в поиске и обработке информации.

Мир природы и культура труда. (6 часов )

Урок - экскурсия «Какого цвета осень?»

Особенности и виды природного материала. для художественно-трудовой деятельности по характерным эстетическим признакам: форме, цвету, строению. Правила поведения на экскурсии. Сбор и хранение природного материала. Работа на учебно-опытном участке. Уборка урожая. Сбор семян (сортировка, подготовка к зимнему хранению).

Основы художественной обработки различных материалов. (24часов).

Формы и образы природы – образец для мастера.

Образы природы в изделиях мастеров. Форма и образцы природы - образец для мастера. Составление композиции из природного материала. Аппликация из природного материала (листья, семена). Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера. Лепка животных по наблюдениям.

Работа с пластилином. Формы природы в бытовых вещах. Технология изготовления изделий из папье-маше. Пасхальное яйцо. Образцы природы в изделиях из бисера. Цветы из бисера. Божья коровка. Устройство компьютера и работа на компьютере. Программа Point. Учебная задача - составлять схему рисунка, пользоваться инструментами программы для заполнения изображения разным цветом.

Красота и уют нашего дома.

Освоение новых приемов лепки из соленого теста: веночки и подвески, декорирование их цветами. История нитяной графики. Построение угла, разметка и заполнение «изонитью». Декоративный узор «Звезда»

Технология обработки бумаги. (21час)

Формы и образы природы – образец для мастера.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе.

Характер и настроение вещи

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений. Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Моделирование. Оригами. Кирикоми. Аппликация. Открытка-рубашка. Открытка – шляпка. Оригами из двухсторонней бумаги. Объемное сердечко. Бумагопластика.«Спиральные розы».

Обработка ткани и текстильных материалов. (7 часов).

Форма и образцы природы – образец для мастера.

Волокнистые материалы, их виды и свойства. Обучение способу изготовления помпонов на кольце.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Техническое моделирование. (8 часов).

Урок-опыт. Правила чтения рисунков из альбома. Правила сборки и демонтажа моделей. Название и назначение деталей и монтажных инструментов металлического конструктора. Способы соединения. Правила работы монтажными инструментами. Работа с металлическим конструктором «Автомобиль» Работа над проектом (конструирование из разных материалов) «Такие разные автомобили»

Основные требования к уровню подготовки учащихся

3 класс

Учащиеся должны знать:

  • о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

  • о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);

  • общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;

  • наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

  • правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

  • о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;

  • о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

  • о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач; 2

  • об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;


Учащиеся должны уметь:

  • оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

  • решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

  • выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

  • выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

  • соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

  • соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;

  • выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;

  • изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

  • изготавливать изделия из различных пластических материалов;

  • использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.


Учащиеся могут знать:

  • о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

  • о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

  • об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

  • о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации 3 природных форм в вещах;

  • о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся могут уметь: осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

  • придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

  • выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;

  • конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.


4 класс (68 часов)

Вводный урок. (1час).

Из глубины веков - до наших дней.

Секреты мастерства. Понятие, что высшим выразителем духовной сущности вещей является «Мастер», «Творец», что изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Задачи и содержание работы в новом учебном году.

Мир природы и культура труда. (8часа).

Урок-экскурсия в парк. Сбор и сортировка при родного материала. Особенности сушки листовых и объемных природных материалов. Подготовка учебно- опытного участка зиме. Правила хранения, сушки листовых и объемных природных материалов.

Основы художественной обработки различных материалов. (30 часов).

Из глубины веков - до наших дней.

Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусств. Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец. Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций. Древнее ремесло – плетение изделий. Плетёная коробочка. Мини-проекты (переконструирование, доконструирование и проектирование изделий в технике плетения из полос, Составление композиции из природных материалов). Аппликация из природного материала Панно «Осенний лес». Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству. Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционнымканонам (лепка из солёного теста).


В каждом деле – свои секреты

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге. Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

Технология обработки бумаги. (9часов).

Традиции мастеров в изделиях для праздников.

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Техническое моделирование. ( 6 часов)

Урок-опыт.«Основные виды соединений. Узлы. Поузловая сборка модели» Летающие объекты. Самолеты разных моделей. ( работа в паре) Проект на тему:

«Космос».

Обработка ткани и текстильных материалов. (14 часов).

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.






1

2

3

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению учащихся 1-4 классов.

Автор: Данилова Татьяна Николаевна

Дата: 26.10.2016

Номер свидетельства: 352396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Адаптированная рабочая  программа учебного предмета "Технология" 5 - 8 класс. ФКГОС "
    ["seo_title"] => string(90) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-tiekhnologhiia-5-8-klass-fkgos"
    ["file_id"] => string(6) "224839"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439213272"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Адаптированная рабочая программа по Слесарному делу 8 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "adaptirovannaia_rabochaia_proghramma_po_sliesarnomu_dielu_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "343964"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473948395"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "рабочие программы 8 вида"
    ["seo_title"] => string(24) "rabochiieproghrammy8vida"
    ["file_id"] => string(6) "308681"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458645802"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "рабочие программы 8 вида"
    ["seo_title"] => string(25) "rabochiieproghrammy8vida1"
    ["file_id"] => string(6) "308682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458645818"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Рабочая программа 5 класс ""
    ["seo_title"] => string(29) "rabochaia_programma_5_klass_4"
    ["file_id"] => string(6) "582549"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622772542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства