Адаптированная рабочая программа по технологии для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.), на основе примерной программы по технологии (Примерные программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010г.), авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы: Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Адаптированная рабочая программа по технологии для 5 класса разработана для обучения детей с задержкой психического развития.
Компоненты используемого УМК:
Учебникдля учащихся общеобразовательных учреждений. Технология. Технология ведении дома. 5 класс под редакцией Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Москва, «Вентана-Граф» 2015
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа разработана и предназначена для работы в неделимых классах, с учётом интересов, как мальчиков, так и девочек.
Исходя из условий образовательного учреждения: материально – технических возможностей школы, отсутствия возможностей выполнять практические работы, разделы: Кулинария, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, Технологии создания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа 5 класс "»
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 5 класса (2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по технологии для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.), на основе примерной программы по технологии (Примерные программы по учебным предметам. Технология.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010г.), авторской программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы: Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Адаптированная рабочая программа по технологии для 5 класса разработана для обучения детей с задержкой психического развития.
Компоненты используемого УМК:
Учебникдля учащихся общеобразовательных учреждений. Технология. Технология ведении дома. 5 класс под редакцией Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Москва, «Вентана-Граф» 2015
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа разработана и предназначена для работы в неделимых классах, с учётом интересов, как мальчиков, так и девочек.
Исходя из условий образовательного учреждения: материально – технических возможностей школы, отсутствия возможностей выполнять практические работы, разделы: Кулинария, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации целесообразно преподавать по теоретическим основам, практические задания перенести в домашние условия с дальнейшим отчетом о проделанной работе в классе.
В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.
Цели изучения технологии в 5 классе
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
Учебным планом на изучение предмета «Технология » в 5 классе отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;
самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;
развитие теоретического, технико-технологического, экономического и
исследовательского мышления;
развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;
людьми, находить общие цели для их достижений;
проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;
формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины.
Метапредметные результаты обучения
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы;
определение организационных и материально-технических условий для выбора способа решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Предметные результаты обучения
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания продукта труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания продукта труда;
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании продукта труда;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании продукта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
- использование нетрадиционных форм работы на уроках для профилактики переутомления;
- применение мультисенсорных техник обучения (воздействие в процессе обучения на все каналы восприятия ребенка: слух, зрения, осязание);
- щадящий режим.
Тематический план
№
п/п
Разделы и темы
К-во
часов
В том числе
Лабораторно-практические работы
Проектная деятельность
1
Вводное занятие. Творческая проектная деятельность. Инструктаж по ТБ
2
2
Технологии растениеводства (осенние сельскохозяйственные работы)
10
Основы сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Аграрные технологии
2
Сельскохозяйственные культуры
2
Уборка цветников
Обработка почвы
2
Уборка растительных остатков с участка
Система обработки почвы
2
Поверхностное рыхление почвы
Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период
2
3
Оформление интерьера
3
Интерьер и планировка кухни-столовой.
Эскиз кухни-столовой.
2
Проектирование кухни-столовой.
Планирование кухни-столовой
Бытовые электроприборы на кухне.
1
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.
4
Кулинария
8
Санитария и гигиена.
Здоровое питание.
1
Составление индивидуального режима питания и дневного рациона.
Технология
приготовления бутербродов, горячих напитков и
блюд из яиц.
2
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
2
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
2
Сервировка стола к завтраку
1
Разработка меню завтрака
Приготовление воскресного завтрака для всей семьи
5
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
8
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
1
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Изготовление выкроек
1
Снятие мерок.
Раскрой швейного изделия
1
Швейные ручные работы
1
Изготовление образцов ручных работ
Бытовая швейная машина.
1
Основные операции при машинной
обработке изделия.
1
Влажно – тепловая обработка ткани.
1
Машинные швы
1
6
Технология изготовления швейных изделий
5
Технология пошива салфетки
2
Технология пошива фартука
2
Технология пошива юбки
1
7
Художественные ремёсла
10
Декоративно-прикладное искусство.
Основы композиции
2
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства
Орнамент. Символика в орнаменте.
Цветовые сочетания в орнаменте.
2
Создание графической композиции орнамента
Лоскутное шитье
2
Изготовление образцов лоскутных узоров
Изготовление сувенира.
Раскрой элементов.
Соединение деталей изделия.
2
Сборка изделия.
2
8
Индустриальные технологии
10
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
1
Распознание древесины и древесных материалов
Обработка металлов и искусственных материалов.
Тонколистовой металл и проволока.
2
Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки.
Технология изготовления изделий из проволоки
2
Технология сборки изделий из проволоки
2
Чтение чертежей.
ДОИ и ООИ изделия из проволоки
3
Разработка графической документации
9
Творческая проектная деятельность
6
Многообразие цветочных культур на пришкольном участке
Дизайн пришкольного участка
10
Технологии растениеводства (весенние сельскохозяйственные работы)
6
Размножение растений семенами
2
Подготовка семян к посеву. Посев и посадка цветочно-декоративных культур
Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растениях.
2
Уход за цветочно-декоративными культурами
Понятие о сорте
2
Выращивание сортов цветочно-декоративных культур
Итого:
68
21
5
III.Содержание тем
класс
Вводное занятие. Творческая проектная деятельность – 2 часа
Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда.
Краткая формулировка задачи проекта. Постановка проблемы. Звездочка обдумывания. Этапы проектной деятельности.
Технологии растениеводства
(осенние сельскохозяйственные работы) -10 часов
Основные задачи и отрасли сельского хозяйства
Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений. Понятие «обработка почвы». Безопасные приемы работы при обработке почвы. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни
Лабораторно-практические работы:
Уборка цветников
Уборка растительных остатков с участка
Поверхностное рыхление почвы
3.Оформление интерьера – 3 часа
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни. Бытовые электроприборы на кухне. Общие сведения о бытовых СВЧ-печах и холодильниках, о принципах работы, видах и правилах эксплуатации.
Лабораторно-практические работы:
Проектирование кухни-столовой.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.
4.Кулинария – 8 часов
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах, микроорганизм, инфекция, пищевые отравления.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, чая, какао. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Канапе, сандвич, диетическое яйцо, столовое, всмятку, «в мешочек», вкрутую
Крупы, бобовые и макаронные изделия, требования к их качеству. Первичная обработка круп, бобовых и макаронных изделий. Пищевая ценность. Виды тепловой обработки.
Виды овощей. Содержание в них питательных веществ и витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение и виды первичной и тепловой обработок овощей.
Первичная и тепловая обработки овощей, салат, заправка
Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом.
Сервировка, салфетка, этикет
Лабораторно-практические работы:
Составление индивидуального режима питания и дневного рациона.
Разработка меню завтрака
5.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 8 часов
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Изнаночная и лицевая стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.
Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Правила построения и оформления чертежей швейных изделий.
Линии талии и бедер, мерки, Ст, Сб, Ди, Дн;конструирование модель, моделирование
Расчет количества ткани на изделие. Декатирование. Подготовка ткани к раскрою. План раскладки деталей выкройки на ткани. Припуск на швы. Правила раскроя деталей изделия.
Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их преимущества и недостатки. Подготовка машины к работе. Заправка верхней и нижней ниток. Безопасные приемы труда на швейной машине. Платформа, нитепритягиватель, рукав, катушечный стержень, прижимная лапка, двигатель ткани, шпульный колпачок, маховое колесо, фронтовая доска, ручной привод, челночный механизм, регуляторы длины стежка и натяжения верхней нити
Соединительныеи отделочные машинные швы;
Стачной шов вразутюжку и взаутюжку; краевые швы с открытым срезом, с открытым обметанным срезом, с закрытым срезом
6. Технология изготовления швейных изделий – 5 часов
Обработка салфетки.
Изготовления и оформление карманов
7. Художественные ремёсла – 10 часов
Виды Д-П искусства: вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, ковроткачество.
Композиция; правила, приемы, средства композиции; статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции; Ритм, симметрия, ассиметрия; Фактура, текстура, колорит, стилизация
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву.
История создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Геометрический орнамент. Возможность лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре,
подготовка их к работе. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити.
Лоскутная мозаика
Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование
прокладочных материалов.
Лабораторно-практические работы:
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства.
Создание графической композиции орнамента.
Изготовление образцов лоскутных узоров.
8. Индустриальные технологии – 10 часов
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки
древесины. Отходы древесины и их рациональное использование.
Металлы и их свойства.
Конструкционные металлы и их сплавы. Черные и цветные металлы.
Профессии, связанные с добычей и
производством металлов. Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов
Организация рабочего места. Изготовление деталей по эскизу. Визуальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Организация рабочего места. Сборка изделия по эскизу. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки.
Чтение чертежей.
Разработка графической документации.
9. Творческая проектная деятельность – 6 часов
Выполнение проекта
Публичные выступления обучающихся с обоснованием представляемых объектов
Темы проектных работ:
Планирование кухни-столовой.
Приготовление воскресного завтрака для всей семьи.
Изготовление сувенира.
Многообразие цветочных культур на пришкольном участке
Дизайн пришкольного участка
10. Технологии растениеводства
(весенние сельскохозяйственные работы)- 6 часов
Размножение растений семенами. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Сорт. Селекция.
Лабораторно-практические работы:
Подготовка семян к посеву. Посев и посадка цветочно-декоративных культур.
Уход за цветочно-декоративными культурами.
Выращивание сортов цветочно-декоративных культур
IV.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования
Оценка «5»
ставится, если учащийся:
Оценка «4»
ставится, если учащийся:
Оценка «3»
ставится, если учащийся:
Оценка «2»
ставится, если учащийся:
Защита проекта
Обнаруживает полное
соответствие
содержания доклада и
проделанной работы.
Правильно и четко
отвечает на все
поставленные
вопросы. Умеет
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.
Обнаруживает, в
основном, полное
соответствие
доклада и
проделанной
работы. Правильно
и четко отвечает
почти на все
поставленные
вопросы. Умеет, в основном,
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами
Обнаруживает
неполное
соответствие
доклада и
проделанной
проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на отдельные
вопросы.
Затрудняется
самостоятельно
подтвердить
теоретическое
положение
конкретными
примерами.
Обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оформление проекта
Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
последовательности
выполнения проекта.
Грамотное, полное
изложение всех
разделов.
Наличие и качество наглядных
материалов
(иллюстрации,
зарисовки,
фотографии, схемы и т.д.). Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Эстетичность
выполнения.
Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
выполнения
проекта.
Грамотное, в
основном, полное
изложение всех
разделов.
Качественное,
неполное количество
наглядных
материалов.
Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям.
Рукописный
вариант.
Не соответствие
требованиям
выполнения
проекта.
Неграмотное
изложение всех
разделов.
Отсутствие
наглядных
материалов.
Устаревшие
технологии
обработки.
Практическая направленность
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.
Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.
Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
Соответствие технологии выполнения
Работа выполнена в соответствии с
технологией.
Правильность
подбора
технологических
операций при проектировании
Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения
Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению
Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется
Качество
проектного
изделия
Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия
Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается
Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению
Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
При выполнении тестов
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 50 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 50 % работы
Календарно-тематический план
ОНЗ – урок «открытия» новых знаний ОУиР – урок отработки умений и рефлексии
ОН – урок общеметодологической направленности ЗСТ – здоровьесберегающая технология
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
№
п/п
№
п/п в теме
раздел,
учебная тема
освоение предметных
знаний (базовые понятия)
вид деятельности
обучающихся
оборудование
урока
тип урока
Вводное занятие. Творческая проектная деятельность. Инструктаж по ТБ – 2 часа
1-2
1-2
Вводный инструктаж по т/б. Творческие проекты. Этапы выполнения проектов.
Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда.
Краткая формулировка задачи проекта. Постановка проблемы. Звездочка обдумывания. Этапы проектной деятельности.
- Ознакомление с правилами поведения в
мастерской и на рабочем месте;
- Ознакомление с понятиями «проект»,
«основные компоненты проекта»,
«этапы проектирования»
ОНЗ
Технологии растениеводства (осенние сельскохозяйственные работы) -10 часов
3-4
1-2
Основы сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Аграрные технологии
Основные задачи и отрасли сельского хозяйства
Ознакомление с отраслями сельского хозяйства
ОНЗ
5-6
3-4
Сельскохозяйственные культуры
Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений
Ознакомление с полным циклом получения двух видов наиболее распространенных растениеводческой продукции
ОНЗ
7-8
5-6
Обработка почвы
Понятие «обработка почвы»
Ознакомление со способами обработки почвы.
Умение обрабатывать почву в осенний период
ОНЗ
9-10
7-8
Система обработки почвы
Безопасные приемы работы при обработке почвы
Умение обрабатывать почву в осенний период
ОНЗ
11-12
9-10
Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период
Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни
Ознакомление с основными сельскохозяйственными растения.
Умение ухаживать за растениями.
ОНЗ
Оформление интерьера- 3 часа
13-14
1-2
Интерьер и планировка кухни-столовой.
Эскиз кухни-столовой.
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Выполнение эскиза кухни-столовой
- Соблюдение правил ТБ
ОН
15
3
Бытовые электроприборы на кухне.
Бытовые электроприборы на кухне.
Общие сведения о бытовых СВЧ-печах и холодильниках, о принци-
пах работы, видах
и правилах эксплуатации.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Ознакомление с историей СВЧ-печи;
- Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне
- Соблюдение правил ТБ
ОН
Кулинария – 8 часов
16
1
Санитария и гигиена.
Здоровое питание.
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах, микроорганизм, инфекция, пищевые отравления.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме
ОН
17-18
2-3
Технология
приготовления бутербродов,
горячих напитков и
блюд из яиц.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Виды горя-
чих напитков. Способы заваривания
кофе, чая, какао. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Особенности кулинарного использования яиц.
Канапе, сандвич, диетическое яйцо, столовое, всмятку, «в мешочек», вкрутую
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о
пользе напитка из цикория
ОН
19-20
4-5
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Крупы, бобовые и макаронные изделия, требования к их качеству. Первичная обработка круп, бобовых и макаронных изделий. Пищевая ценность. Виды тепловой обработки.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Изучение упаковки из-под крупы;
- Поиск информации в Интернете об истории и рецепте приготовления «гурьевской каши»
ОН
21-22
6-7
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
Виды овощей. Содержание в них питательных веществ и витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение и виды первичной и тепловой обработок овощей.
Первичная и тепловая обработки овощей, салат, заправка
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о заболеваниях цинга и куриная слепота, причинах их возникновения и мерах профилактики
ОН
23
8
Сервировка стола к завтраку
Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом.
Сервировка, салфетка, этикет
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о калорийности продуктов
- Складывание столовых салфеток
- Соблюдение правил ТБ
памятка
ОН
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 8 часов
24
1
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Изнаночная и лицевая стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.
Натуральное, лубяное волокно;
х/б, льняная ткань; прядение,
ткачество, долевая и поперечная нити, полотняное переплетение, кромка, гигроскопичность
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение долевой нити в ткани
- Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
- Проведение сравнительного анализа прочности окраски ткани
- Изучение свойств тканей из хлопка и
льна
- Соблюдение правил ТБ
ОН
25
2
Изготовление выкроек
Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Правила построения и оформления чертежей швейных изделий.
Линии талии и бедер, мерки, Ст, Сб, Ди, Дн;
конструирование модель, моделирование
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение размеров швейного
изделия
- Снятие мерок
- Поиск информации в Интернете об истории фартука-передника, юбки
- Соблюдение правил ТБ
ОН
26
3
Раскрой швейного изделия
Расчет количества ткани на изделие. Декатирование. Подготовка ткани к раскрою. План раскладки деталей выкройки на ткани. Припуск на швы. Правила раскроя деталей изделия.
Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их преимущества и недостатки. Подготовка машины к работе. Заправка верхней и нижней ниток. Безопасные приемы труда на швейной машине. Платформа, нитепритягиватель, рукав, катушечный стержень, прижимная лапка, двигатель ткани, шпульный колпачок, маховое колесо, фронтовая доска, ручной привод, челночный механизм, регуляторы длины стежка и натяжения верхней нити
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
-
«История
создания
швейной
машины»
ОН
29
6
Основные операции при машинной
обработке изделия.
Соединительные и отделочные машинные швы;
Стачной шов вразутюжку и взаутюжку; краевые швы с открытым срезом, с открытым обметанным
- Проведение ВТО: приутюжить, разутюжить, заутюжить
- Соблюдение правил ТБ
памятка
ОН
31
8
Машинные швы
Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о значении старинного слова «тачать»
ОН
Технология изготовления швейных изделий – 5 часов
32-33
1-2
Технология пошива салфетки
Обработка салфетки.
- Участие в беседе по теме;
ОУиР
34-35
3-4
Технология пошива фартука
Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.
- Участие в беседе по теме;
УиР
36
5
Технология пошива юбки
Изготовления и оформление карманов
- Участие в беседе по теме;
ОУиР
Художественные ремёсла – 10 часов
37-38
1-2
Декоративно-прикладное искусство.
Основы композиции
Виды Д-П искусства: вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, ковроткачество.
Композиция; правила, приемы, средства композиции; статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции; Ритм, симметрия, ассиметрия; Фактура, текстура, колорит, стилизация
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о народных промыслах, о способах украшения праздничной одежды в
Старину;
(виды ручного
вышивания);
ОН
39-40
3-4
Орнамент. Символика в орнаменте.
Цветовые сочетания в орнаменте.
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о видах орнаментов;
- Создание композиции в графическом редакторе
Цветовой
круг
ОН
урок
творчества
41-42
5-6
Лоскутное шитье
История создания изделий из лоскута. Орнамент в д-п искусстве. Геометрический орнамент. Возможность лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете об истории лоскутного шитья;
- Выполнение образцов лоскутных узоров
- Соблюдение правил ТБ
образцы,
шаблоны,
«Построение
узоров в
лоскутной пластике»
ОН
43-44
7-8
Раскрой элементов.
Соединение деталей изделия.
Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре,
подготовка их к работе. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити.
Лоскутная мозаика
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных операций и
понятий по теме;
- Изготовление шаблонов;
- Выкраивание деталей;
- Соединение деталей кроя
- Соблюдение правил ТБ
образцы
ОН
45-46
9-10
Сборка изделия.
Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование
прокладочных материалов.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных операций и
понятий по теме;
- Соблюдение правил ТБ
образцы
ОН
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
№
п/п
№
п/п в
теме
раздел,
учебная тема
освоение предметных знаний
(базовые понятия)
вид деятельности обучающихся
оборудование
урока
тип урока
Индустриальные технологии – 10 часов
47
1
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки
древесины. Отходы древесины и их рациональное использование.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о пиломатериалах и древесных материалов
ОНЗ
48-49
3-4
Обработка металлов и искусственных материалов.
Тонколистовой металл и проволока.
Металлы и их свойства.
Конструкционные металлы и их сплавы. Черные и цветные металлы.
Профессии, связанные с добычей и
производством металлов. Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о видах обработки металлов и искусственных материалов
ОН
50-51
5-6
Технология изготовления изделий из проволоки
Организация рабочего места. Изготовление деталей по эскизу. Визуальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных операций и
понятий по теме;
- Изготовление изделий из проволоки;
- Соблюдение правил ТБ
ОН
52-53
7-8
Технология сборки изделий из проволоки
Организация рабочего места. Сборка изделия по эскизу. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.