Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изо»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 2 КЛАСС
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», ОП НОО и учебным планом МБОУ «Яблоневская ООШ», авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»).
Во 2 классе предмет «Изобразительное искусство» изучается в объёме 34 часо Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час внеделю) в том числе 8 часа отводится на внутрипредметный модуль «В мире искусства».
В классе обучаются дети с ОВЗ (задержка психического развития). Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития:
1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми
для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
1. Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
· познавательная мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные:
Ученик научится:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные:
Ученик научится:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации
творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
3. Предметные результаты:
Ученик научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
« Чем и как работают художники » 8 часов (5 ч. + 3 ч. ВПМ)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. «Реальность и фантазия» 7 часов ( 5 ч. + 2 ч. ВПМ)
На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.
Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.
На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.
«О чем говорит искусство» 11 часов( 7 часов + 4 ч. ВПМ)
Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
«Как говорит искусство» 8 часов (6 ч. + 2 ч. ВПМ)
Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?
На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.
На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
2 класс (34ч, в том числе 8 ч. ВПМ «В мире искусства»)
№
п/п
Тема курса
Кол-во часов, отведенных на тему
Раздел 1.« Чем и как работают художники » 8 часов (5 ч. + 3ч. ВПМ)
1
«Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий.
1
2
Загадки чёрного и белого цветов.
1
3
«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
1
4
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. ВПМ «В мире искусства»
1
5
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.
1
6
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. ВПМ «В мире искусства»
1
7
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.
1
8
«Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным. ВПМ «В мире искусства»
1
Раздел 2.«Реальность и фантазия» 7 часов ( 5ч. + 2 ч. ВПМ)
9
«Наши друзья птицы». Изображение и реальность.
1
10
«Сказочная птица». Изображение и фантазия. ВПМ
1
11
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.
1
12
«Кокошник». Украшение и фантазия.
1
13
«Подводный мир». Постройка и реальность.
ВПМ «В мире искусства»
1
14
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
1
15
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.
1
Раздел 3. «О чем говорит искусство» 11 часов( 7 часов + 4 ч. ВПМ)
16
«Море». Изображение природы в различных состояниях.
1
17
«Четвероногий герой». Изображение характера животных.
1
18
Женский образ русских сказок. Изображение характера человека.
1
19
Женский образ русских сказок. Изображение характера человека. ВПМ «В мире искусства»
1
20
«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека.
1
21
«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека. ВПМ «В мире искусства»
1
22
«Образ человека в скульптуре». Образ сказочного героя, выраженный в объеме.
1
23
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.
1
24
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. ВПМ «В мире искусства»
1
25
«Дворцы доброй феи». Образ здания.
1
26
«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства. ВПМ «В мире искусства»
1
Раздел 4.«Как говорит искусство» 8 часов (6 ч. + 2 ч. ВПМ)
27
«Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.
1
28
«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
1
29
«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий.
1
30
Весна, шум птиц. ВПМ «В мире искусства»
1
31
«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.
1
32
«Птички». Ритм пятен как средство выражения.
1
33
«Смешные человечки». Пропорции выражают характер. ВПМ «В мире искусства»