Просмотр содержимого документа
«Зимующие птицы. Внеклассное мероприятие.1-4»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зонская СОШ»
Внеурочное занятие на тему:
4 класс
подготовила:
учитель начальных классов
Мельничук Светлана Юрьевна
2022 год
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Направление: экологическое.
Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.
Задачи мероприятия:
закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;
делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.
Регулятивные УУД:
формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;
составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию о птицах;
отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;
добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;
слушать других, задавать вопросы;
обсуждать задания , отвечать на вопросы по заданию; работать в группе.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, кормушки, презентации о птицах.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором вы сможет узнать что-то новое, проявить свои способности и показать свои знания и умения.
К нам пришло письмо одно, Очень странное оно. Вместо марок – три снежинки, А конверт – из чистой льдинки. А письмо не на листке, А на беленьком снежке.
Кто расхаживал по снегу? Кто прислал письмо нам это?
Слайд1 Картинка «Птичьи следы».
Дети: Птицы.
- Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей
Ну-ка, ребята, вспомни скорей
Как называются птицы все эти! (зимующие)
Слайд2 - Определите тему нашего занятия. (Зимующие птицы)
– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.
- Наше мероприятие проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам» т.к.
15 января в России отмечают день зимующих птиц.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.
1ученик. Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
- Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная).
2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
- Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут)
3 ученик. Поможем!
Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить).
слайд3 Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны сегодня решить.
Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)
–Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.
Слайд 4
Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. (Слайд5,6)
Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Слайд7,8)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Слайд 9,10)
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Слайд 11,12)
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Слайд 13,14)
Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Слайд 15,16)
Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. (слайд 17,18)
Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:
Воробьиспокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.
Учитель: Птицы - это песнь и полет, птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов от вредных насекомых, птицы - это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи, песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись.
Выступают корреспонденты из каждого1 класса « Стихи о птицах»
В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы и пословицы.
4 класс
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Воробьи перелетают с места на место – перед сильным морозом или ветром.
Синица с утра начинает пищать – жди мороза.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будетснег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают- жди снега или мороза
Голуби прячутся - к ненастью.
Сорока скачет на доме больного - к выздоровлению.
Конкурс «Собери пословицу о птицах»
Лес без леса и птицы без птиц не живут.
(Лес без птиц и птицы без леса не живут)
Клювом птица всякая своим сыта.
(Всякая птица своим клювом сыта.)
Хвалит кулик каждый болото свое.
(Каждый кулик свое болото хвалит).
4.Синица лучше руках в журавль чем небе в
( Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Слайд 19 Учитель–
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.
Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”
Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!
Ученик: Это что за чудак радуется суровой зиме?
Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.
Ученик: Как же достать семена эти?
Клест: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.
Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена в ягодах не разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.
Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.
Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.
Ученик: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!
Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.
Большая синица: А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.
Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.
Ученик: Зимой больше всего беспокойно за птиц – за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.
Интересные факты о лакомствах птиц –расскажет Приходько Алина
Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Далее дети знакомятся с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”
Слайд 31
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
конкурс «Угощение для птиц»
1.в кормушку положить корм, дети с завязанными глазами должны узнать что это?( с каждого класса по одному человеку)
2.Каждой команде предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
игра “Кто прилетит в кормушку?” кормушка и различные птицы, в том числе и перелётные. Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.
Конкурс «Птичья столовая».
Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. 2 команды по 4 человека ( 1,2,3,4)
Проведём конкурс, чья команда быстрее нарисует проект оригинальной кормушки .(Дети рисуют кормушки.)
Давайте рассмотрим какие кормушки можно сделать из подручного материала. (Слайд)
Проводится “парад кормушек”.
– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить во дворе своего дома . Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:
Слайд
Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
Выясните, какие птицы, какой корм поедают.
Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
Ученик:
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна.
Закрепление.
Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице.
Итог занятия. Ребята, вспомните, какую проблему мы для себя ставили в начале нашего занятия?
Кто считает ,что мы справились поднимите руки.
– Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Хвостова Полина и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух И крепче подружат с юннатами Речушка, и роща, и луг. От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь! Единое многообразие Мы будем ценить неспроста, Любя и Европу, и Азию, И наши родные места!
– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!
Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Видео
В конце мероприятия повесить кормушки в школьном дворе .