kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зимующие птицы. Внеклассное мероприятие.1-4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал внеурочного занятия по теме: Зимующие птицы" для начальной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зимующие птицы. Внеклассное мероприятие.1-4»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зонская СОШ»







Внеурочное занятие на тему:





















4 класс












подготовила:

учитель начальных классов

Мельничук Светлана Юрьевна











2022 год









Тема занятия: «Зимующие птицы»



Направление: экологическое.

Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.

Задачи мероприятия:

  • закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

  • воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

  • развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;

  • делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.

Регулятивные УУД:

  • формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;

  • составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию о птицах;

  • отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;

  • добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;

  • слушать других, задавать вопросы;

  • обсуждать задания , отвечать на вопросы по заданию; работать в группе.

Оборудование:  иллюстрации зимующих птиц, кормушки, презентации о птицах.


Ход занятия


I Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором вы сможет узнать что-то новое, проявить свои способности и показать свои знания и умения.


К нам пришло письмо одно,
Очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.

Кто расхаживал по снегу?
Кто прислал письмо нам это?

Слайд1 Картинка «Птичьи следы».

Дети: Птицы.

- Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей

Ну-ка, ребята, вспомни скорей

Как называются птицы все эти! (зимующие)

Слайд2 - Определите тему нашего занятия. (Зимующие птицы)

– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.

- Наше мероприятие проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам» т.к.

15 января в России отмечают день зимующих птиц.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.

1ученик. Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

- Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная).

2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

- Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут)

3 ученик. Поможем!

Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

- Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить).

слайд3 Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны сегодня решить.

Значение птиц в природе.

– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)

–Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.

Слайд 4

Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. (Слайд5,6)

Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Слайд7,8)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Слайд 9,10)

Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Слайд 11,12)

Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Слайд 13,14)

Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Слайд 15,16)

Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. (слайд 17,18)

Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.

В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.

Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.

Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.



Учитель: Птицы - это песнь и полет, птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов от вредных насекомых, птицы - это тайна и красота. О птицах сложе­ны прекрасные стихи, песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись.

Выступают корреспонденты из каждого1 класса « Стихи о птицах»

В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы и пословицы.

4 класс

  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

  • Воробьи перелетают с места на место – перед сильным морозом или ветром.

  • Синица с утра начинает пищать – жди мороза.

  • Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению

  • Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза

  • Голуби прячутся - к ненастью.

  • Сорока скачет на доме больного - к выздоровлению.

Конкурс «Собери пословицу о птицах»

  1. Лес без леса и птицы без птиц не живут.

(Лес без птиц и птицы без леса не живут)

  1. Клювом птица всякая своим сыта.

(Всякая птица своим клювом сыта.)

  1. Хвалит кулик каждый болото свое.

(Каждый кулик свое болото хвалит).

4.Синица лучше руках в журавль чем небе в

( Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

Значение природных условий для жизни зимующих птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Слайд 19 Учитель–

Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)



– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.

Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”

Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!

Ученик: Это что за чудак радуется суровой зиме?

Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.

Ученик: Как же достать семена эти?

Клест: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.

Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена в ягодах не разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.

Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.

Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.

Ученик: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!

Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.

Большая синица: А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.

Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.

Ученик: Зимой больше всего беспокойно за птиц – за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.

Интересные факты о лакомствах птиц –расскажет Приходько Алина

Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Далее дети знакомятся с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”

Слайд 31

1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.

4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!

6. Кормушку необходимо регулярно чистить!

– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

конкурс «Угощение для птиц»

1.в кормушку положить корм, дети с завязанными глазами должны узнать что это?( с каждого класса по одному человеку)

2.Каждой команде предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.





игра “Кто прилетит в кормушку?”  кормушка и различные птицы, в том числе и перелётные. Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.

Конкурс «Птичья столовая».

Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. 2 команды по 4 человека ( 1,2,3,4)

Проведём конкурс, чья команда быстрее нарисует проект оригинальной кормушки .(Дети рисуют кормушки.)

Давайте рассмотрим какие кормушки можно сделать из подручного материала. (Слайд)

Проводится “парад кормушек”. 

– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить во дворе своего дома . Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:

Слайд

Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.

Выясните, какие птицы, какой корм поедают.

Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.

Закрепление.

Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице. 

Итог занятия. Ребята, вспомните, какую проблему мы для себя ставили в начале нашего занятия?

Кто считает ,что мы справились поднимите руки.

– Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Хвостова Полина и подумайте, о чем оно.

С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!

Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?

А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.

– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Видео



В конце мероприятия повесить кормушки в школьном дворе .

































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зимующие птицы. Внеклассное мероприятие.1-4

Автор: Светлана Юрьевна Мельничук

Дата: 25.01.2022

Номер свидетельства: 598867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное  мероприятие     « Зимующие птицы  нашего  края» "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "156771"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421486409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие. «  Встреча  пернатых  друзей» "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-piernatykh-druziei"
    ["file_id"] => string(6) "156752"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421485139"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Живая планета""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-zhivaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "248650"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446747531"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное мероприятие:Операция "Птицам — нашу заботу" "
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-opieratsiia-ptitsam-nashu-zabotu"
    ["file_id"] => string(6) "176146"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424364199"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие Устный журнал "На страже леса  -дома своего" "
    ["seo_title"] => string(75) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ustnyi-zhurnal-na-strazhie-liesa-doma-svoiegho"
    ["file_id"] => string(6) "109677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404894942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства