ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
«Живая планета»
(внеклассное мероприятие в рамках Недели начальных классов)
Цель
• воспитывать интерес к природе и её обитателям;
• - воспитывать бережное отношение к природе;
• - учить правилам поведения в природе;
Задачи:
• - расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире;
• - воспитание экологической культуры
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
а).Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда? » полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, итак каждый день.
Мы с вами,друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
(Учитель читает строчки стихотворения и оформляет доску, расставляя вопросы над птицей, на листке, на жуке, над ящеркой, рисует тропинку и ребят на ней)
б). Сегодня ребята мы совершим путешествие по лесной тропинке, ответим на вопросы нашего стихотворения.
А чтобы нам было интереснее путешествовать, мы разделимся на две команды, и будем соревноваться в том, кто лучше знает природу нашей планеты.
2. 1 КОНКУРС
а) Учитель предлагает детям достать из мешочка фигурку животного и назвать его.
(животные хищные и травоядные)
б). Найди свою группу, ответь на вопрос почему?, придумайте название команды и выберете капитана.
Дети рассаживаются на две команды «Хищники» и «Травоядные»
3.2 КОНКУРС
а) Учитель загадывает загадки про птиц, поочередно каждой команде.
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где –то на суку.
И кричит «ку-ку».
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только их лечит.
Эта хищница болтлива-
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока
И зовут её сорока Чернокрылый, красногрудый,
.И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
-Спереди шильце, сзади вильце.
Прилетает к нам с теплом
Строит домик под окном.
Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать друзья.
Весна пришла.Зиме конец!
Пел у скворечника скворец
(Дети должны узнать птиц по картинкам.
Одной команде достаются зимующие птицы, другой перелетные.
Члены команд должны рассказать, почему птицы так называются и как человек может помочь этим птицам)
б) Сообщения детей о перелетных и зимующих птицах
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Зимующие птицы живут у нас круглый год. Эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. И всё-таки очень тяжело птицам зимой. И мы с Вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять от них деревья.
в) Собираем разрезные картинки.
( На листах заранее заготовлены знаки – перечеркнутая рогатка, кормушка)
Дети объясняют, что обозначают эти знаки.
4. 3 КОНКУРС
Мы ответили с вами на вопрос «почему?».
Шагаем дальше по тропинке, и нас ждет вопрос «отчего».
Какое сейчас время года стоит на дворе?
Назовите признаки осени?
( Какая команда лучше расскажет стихотворение про осень.)
Отчего в лесу идет листопад? Сначала выслушаем мнения команд..
а). Сообщение ученика про листопад.!!
б). Какая команда лучше знает растения.
«Четвертый лишний»
- Клен, рябина, береза, тюльпан
- Клубника, ландыш, роза, ромашка
- Груша, слива, вишня, тополь
- Ель, осина, дуб, липа.
в). Ребята, представьте, что все растения исчезли с нашей планеты.
Что тогда произойдет с планетой? (дети называют возможные бедствия)
А что может сделать человек, что бы эта беда не случилась?
(дети называют, что должен делать человек)
Рисуем знаки – правила поведения в лесу.
(Перечеркнутый костер, перечеркнутая рука, ломающая дерево)
5. 4 КОНКУРС.
а) Следующий наш вопрос «куда?».
Куда попрятались насекомые осенью?
Сообщение ученика про насекомых.
Самые многочисленные существа на планете – это насекомые. Они живут и в жарких пустынях и на заснеженных горных вершинах, а некоторые насекомые живут даже под водой. На первый взгляд все они кажутся разными. НО насекомых объединяет три общих признака. 1. их тело состоит из трех частей: головы, груди и брюшка. 2. все они беспозвоночные, у них нет позвоночника. 3.у всех насекомых шесть ног и у большинства из них есть крылья.
.б) Какая команда найдет больше насекомых на картинке.
(картинки с изображениями разных животных заранее приготовлены учителем)
в) Нужны ли нам насекомые и как с ними нужно обращаться?
(Дети рисуют знаки – насекомое и нога человека, человек с сачком)
6. 5 КОНКУРС
а).Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями.
У нас остался последний вопрос «Зачем?»
Зачем мы сегодня гуляли по лесу, говорили про животных и растения?
Учитель читает стихотворение
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
б) Давайте составим Правила друзей природы
- если ты встретил на тропинке птенца…
- если набрёл на земляничную поляну…
- если на твоём пути встретился большой муравейник…
- если ты взял с собой походный приёмник…
- если ты увидел на поляне красивые цветы…
- если ты отдыхал на природе…
Молодцы
7. Рефлексия.
Нарисовать правила поведения в природе.