kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описана опыт физкультурно-оздоровительной  работы в 1 классе.

Предполагаемый режим рабочего дня для первоклассника (школа полного дня): физкультурно-оздоровительное направление до уроков, во время уроков и после уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в 1 классе.»

Азизова Г.Н.,

Учитель МБОУ « СОШ СОШ № 45», Чебоксары-2017г.


Пути – дороги в мир здоровья (проект для учащихся 1 класса).


  1. Методический аспект.

  2. Валеология – наука о здоровье.

  3. Физкультурно-оздоровительная работа в 1 классе.

  4. Заключение.


1.Методический аспект.

В последние годы вопросы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность. Исследования показы­вают, что около 25-30 % детей, которые поступают в шко­лу, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ более 80 % учащихся нельзя назвать абсолютно здоровыми (Е.М. Рыбинский). От чего же зависит здоровье человека? Ученые счита­ют, что лишь 20 % причин и факторов, определяющих здоровье, связаны с наследственностью; 20 % - с влияни­ем окружающей среды; 10 % - с деятельностью системы здравоохранения; 50 % зависят от самого человека, от об­раза жизни, который он ведет.


2.Валеология – наука о здоровье.

По мнению академика Н.М. Амосова, для того чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия. Помочь в этом человеку может валеология - наука о закономернос­тях, способах и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья (термин "валеоло­гия" предложен И.И. Брехманом в 1980 г. для обозначе­ния науки о здоровье).

Объектом исследования в области валеологии является как интактное, неповрежденное здоровье, так и здоровье разрушенное, но способное к саморазвитию. А предмет валеологии на современном этапе её развития – это образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека.

Направления здорового образа жизни, такие, как физ­культурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, рекреационно-экологическое, общегигиеническое, культурно-просветительное, обосновывает Н.Т. Лебедева.

Суть физкультурно-оздоровительного направления - в признании огромного значения для здоровья двигатель­ной активности.



3.Физкультурно-оздоровительная работа в 1 классе.

Предполагаемый режим рабочего дня для первоклассника (школа полного дня): физкультурно-оздоровительное направление до уроков, во время уроков и после уроков.

Физкультурно-оздоровительное направление до уроков .

Физкультурно-оздоровительное направление до уроков – работа в уголке настроения «Здравствуйте, я пришел!», ученики отмечают свое настроение: «Отличное», «хорошее», «плохое».

В практике работы школы сложилась целая система тра­диционных коллективных поручений для айболитов, эруди­тов, хозяев класса, цветоводов и т.п., и это прекрасно, хотя важны не названия, а педагогически выверенная методика использования поручения в воспитательном процессе.

Это не полный перечень поручений, учитель (дети) может определить и другие их виды. («Кто сегодня я?») Поручения рекомендуется менять через две-три недели в один из традиционных дней; при смене поручения обяза­тельно необходимо проанализировать работу каждой груп­пы; использовать своеобразный ритуал смены поручений (обмен книжками-малышками, где выписаны обязаннос­ти группы цветоводов, затейников и т.п.; выставление оценки за отчетный период - своеобразного знака в виде улыбающегося солнышка или кружка определенного цве­та и т.п.); в книжках-малышках ("Цветоводы", "Затейни­ки", "Хозяева класса" и др.) на первой странице следует четко выписать обязанности.

Утренний сбор ( круг ) в жизни класса это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука в руке, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопрос, высказать свое мнение. В кругу сидят добрые, понимающие люди, сверстники и взрослые, желающие всем добра. Круг это гарантия защищенности. Тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни класса, а для учителя это индикатор понимания детских душ, возможность организовать их слаженное звучание.

Методика. Утренний сбор один из эффективных снособов показа ученикам, что они живут в обществе, являются единой командой. Друзья в классе - команда, весь класс тоже команда. Время утреннего сбора - время создания настроения единства и единения, натроя на общие и личные дела и достижения, узнавание нового. Во время утреннего сбора учитель показывает, и исподволь учит, как вести разговор используя вежливые слова, как смотреть друг другу в глаза, как слушать, когда разговаривают другие, как воспринимать сообщения, как обмениваться с другими своими мыслями и идеями, как реагировать адекватно и с чувством уважения.

Общая длительность Утреннего сбора не должна превышать 15-20 минут, в тоже время рамка может быть динамична в ту и другую сторону.


НЕЛЬЗЯ :

  • усаживать на утренний сбор в качестве наказания;

  • реагировать на все высказывания подряд;

  • превращать утренний сбор в дидактическое занятие;


Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности ребенка зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 6 — 8 лет. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физическими упражнениями именно в детстве. Это позволит организму накопить силы и обеспечить полноценное разностороннее развитие личности.

О том, что надо делать зарядку, известно всем. Но как приобщить каждого ребенка к ее выполнению? Отметим сразу: заставить невозможно. Наилучший способ - заинтересовать, увлечь. Для младших школьников порой достаточно личного примера учителя, родителей. На смену подражанию со временем придет привычка. Однако произойти это может только при условии регулярных занятий.

Нами предлагаются комплексы утренней гимнастики упражнения для самостоятельных занятий как в школе, так и дома, которые помогают повысить умственную работоспособность детей, оказывают оздоравливающее влияние, настраивают на учебные занятая, а предлагаемые комплексы, выполняемые под музыку, способствуют созданию бодрого радостного настроения как у детей, так и у взрослых. При этом не следует забывать о главном требовании к проведению гимнастики - систематичности и непрерывности.

Исследования ученых показывают, что продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60 % от периода бодрствования (3,5-4 ч). Более низкие показатели объема и продолжительности двигательной активности должны рассматриваться как чрезвычайное происшествие. Дети стали жертвами гипокинезии. Ученик младших классов ограничен в движениях, так как в школе он проводит 4-5 ч, сидя на уроках. Это привело к тому, что за последнее время у детей резко возросло (в 4-6 раз) количество хронических заболеваний.

Доказано, что целенаправленные физические нагрузки оказывают особое стимулирующее воздействие на организм и увеличивают возможность восстановления ранее утраченного здоровья при условии, что они разнообразны, направлены на общее развитие детей, обладают положительным эмоциональным тонусом. Это - утренние зарядки дома, в школе перед уроком и физминутки во время уроков.


Физкультурно-оздоровительные упражнения во время уроков.

Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особенности каждого года жизни.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываегся ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора. Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках классной комнаты какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5—2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища.

Следует проводить 2—3 раза в течение учебного дня и другие специальные упражнения для глаз, заключающиеся в многократном (15—20 раз в течение 3 минут) переводе взора с мелкого (3—5 мм) предмета, расположенного на расстоянии около 20 см от глаз (это может быть и собственный палец), на другой предмет, находящийся на расстоянии 7—10 м от глаз, скажем, на классную доску (для детей, сидящих за последними партами) или

дальний угол классной комнаты (для детей, сидящих за первыми партами).

Современные исследования психологов, социологов, медиков подтверждают факт наличия достаточно большого количества нездоровых, ослабленных людей не только от неправильного питания, малой двигательной активности но и от обилия неконтролируемых, негативных эмоции и злых мыслей по отношению ко всему окружающему. Именно нарушения психоэмоциональной сферы в подавляющем большинстве случаев являются одним из факторов развития различных заболеваний.

Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они поразительно восприимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. "Питанием" для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная атмосфера.

Создание такой атмосферы - необходимое условие полноценного здоровья ребенка.


Аутотренинг–релаксация позволяет ребенку полностью расслабиться, восстановить силы.

Задачи: учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение; освобождаться от стрессов; способствовать приобретению навыков саморегуляции.


Рекомендуемые игры и упражнения

1. "Веселая пчелка"

Представляем, что пчелка села на нос, на руку, ногу. (При этом свободный вдох, на выдохе звук "З-з-з".)

2. "Остров плакс"

На волшебном острове живут одни плаксы. Путешественник попал на остров и пытается утешить их, но дети-плаксы продолжают реветь "ы-ы-ы". (При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание, вдох без выдоха как можно дольше.)

3. "Насос и мяч"

Один участник игры имитирует работу насоса со звуковым сопровождением (может быть взрослый), другие становятся мячами. Сначала "мячи" стоят, обмякнув всем телом, при согнутых в коленях ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда "насос" начинает надувать"мячи", сопровождая действия звуком, дети потихоньку распрямляются, надувают щеки и поднимают руки ("мячи" надуты). Ведущий вытягивает "шланг насоса" из "мячей" — дети издают силой звук "ш-ш-ш", возвращаясь в и.п. (опускаются потихоньку на пол).


4. "Птица перед взлетом"

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением как крылья. Затем уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно.

5. "Медвежата"

Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький комочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.


Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, мы основываемся на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и общению, на совместной с учителями и родителями деятельности, в которой реализуется цель развития природных возможностей и сохранения здоровья младшего школьника.

Задача эта не из легких. Нужна ежедневная скрупулезная работа со стороны взрослых, чтобы младший школьник осознал преимущества здорового образа жизни, научился ценить свое здоровье и здоровье окружающих, ощутил от этого радость.

В любой школе нужно выполнять определенные базовые требования. Но при этом инновационное обучение может вполне сбалансирование считать два подхода: учет индивидуальных интересов и уровней умений при соблюдении стандартного плана и осуществлении руководства учебным процессом. Через интегративный подход к предметным областям и планирование учителя могут, как удовлетворить потребности учеников, так и не нарушать требования учеб­ного плана и программы. Важно, чтобы в центре учебного процесса был ребе­нок и ориентированная на него индивидуализированная программа, а не предмет и учитель. Именно такой подход наиболее эффективно решает задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действи­тельности (человеке, природе и обществе) и на их основе происходит формиро­вание понятий, общих для разных учебных предметов.

При построении учебного процесса в первом классе, где учатся шестилетние дети, необходимо учитывать, что ребенку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребенок начинает работать со схемами и моделями.

Карточка – носитель задания, для выполнения которого, как правило используются материалы, находящиеся в центре. Карточка – посредник между выбирающим задание учеником и учителем, дающим задание.




















В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемешаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д.



Правильная организация физкультурно-оздоровительных упражнений после уроков – решение одной из важнейших проблем сохранения здоровых детей.

Сюда входят:

Физкультурно-оздоровительные упражнения после уроков.

  • Прогулка. Подвижные игры на улице.

  • Лечение в Реабилитационном центре школы.

  • Работа над темой (в рамках тематического обучения).



Коллективная деятельность младших школьников, которую они предпочитают индивидуальной, позволяет развивать инициативу каждого из них. Через выполнение различных поручений — особой формы КОД (коллективной у организаторской деятельности) ребёнок приучается к труду, к выполнению определенных обязанностей, к соблюдению правил и норм культуры жизнедеятельности. Коллективные поручения при правильной их организации являются как специфической формой КОД, так и увлекательным делом для младших школьников.

Это как коллективные, так и индивидуальные проекты.




4.Заключение.

Итак, необходима целенаправленная и кропотливая работа с иерархией жизненных целей и нравственным кодексом в сочетании с психотехнической практикой. Это даст возможность жить здоровее и красивее, сберечь жизненные силы у себя и окружающих, стать свободным, счастливым, а сохранение и поддержание здоровья — один из важнейших аспектов человеческой жизни. Поэтому особое место в проекте уделяется формированию у детей готовности к оздоровительной деятельности и положительного отношения к ней.





Использованная литература:

  1. «Воспитание. 1 класс. Пособие для педагогов». М.П. Осипова. Минск. ООО Интерпресс-сервис, 2002г.

  2. «Воспитываем личность». Н.Ф. Дин. Ростов на Дону. «Феникс», 2005г.

  3. «Физкультминутки». С.А. Левина, С.И. Тукачева. Волгоград. Изд-во «Учитель»,2005г.

  4. «500 игр для занятий с детьми в детском саду, школе и дома». Москва, ИДЛИ, 2001г.

  5. Программа «Шаг за шагом». Москва 1998г.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Здоровьесберегающие технологии в 1 классе.

Автор: Азизова Г. Н.,.

Дата: 11.08.2017

Номер свидетельства: 425244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Проект. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(107) "proiekt-primienieniie-eliemientov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "223526"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437806655"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(91) "zdorov-ieformiruiushchiie-i-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "133105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416468525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства