kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие с элементами тренинга «Учимся саморегуляции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение приемов расслабления, саморегуляции, снятия мышечных зажимов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Учимся саморегуляции»»








ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»



Занятие с элементами тренинга

«Учимся саморегуляции»


Программа «Я Ученик»









Автор-составитель:

Горячева Т.Н.,

воспитатель стационарного

отделения реабилитации

г. Кинешма, 2021г.


Форма проведения мероприятия

Занятие с элементами тренинга

Целевая группа

Все дети

Цель и задачи занятия

Цель: изучение приемов расслабления, саморегуляции, снятия мышечных зажимов

Время проведения

40 минут

Необходимое оборудование

 

Условия проведения

Общее групповое мероприятие.

Краткое содержание мероприятия

1. Введение в тему.

2. Вступительное слово педагога.

3. Практические упражнения, развивающие навыки саморегуляции.

Упражнение «Термометр»

Упражнение «Пульс»

Упражнение «Антивремя»

Упражнение «Телепатия»

Рефлексия

Инновационные формы работы

Работа с интернетресурсами


Ход тренинга

1. Введение в тему. Выполнение экспериментальных заданий.

1) Измерьте свой пульс. Попробуйте волевым приказом ускорить частоту сокращений своего сердца.

Получилось ли это у вас? Сделайте вывод.

2) Вспомните о недавнем волнительном приятном событии из вашей жизни (неожиданный подарок, приятная встреча, удачная покупка, хорошая отметка и т. д.), переберите детали в уме, вообразите, как это было.

Измерьте свой пульс. Изменилась ли частота сокращений вашего сердца? Сделайте вывод.

3) Вспомните о недавнем волнительном неприятном событии из вашей жизни (ссора, неприятный разговор, плохая отметка и т. д.), переберите детали в уме, вообразите, как это было.

Измерьте свой пульс. Изменилась ли частота сокращений вашего сердца? Сделайте вывод.

4) Попробуйте усилием воли увеличить слюноотделение. Удалось ли вам это? Сделайте вывод.

5) Представьте разрезанный, истекающий соком лимон. Что произошло с вашим слюноотделением? Сделайте вывод.

2. Вступительное слово педагога.

Для выполнения какого-либо действия необходимо не только воображение, но и еще очень важное качество, которое называется саморегуляцией.

С помощью саморегуляции осуществляются преднамеренные действия. Структура саморегуляции включает: цель, программу действий, оценку действия, подведение итога. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением.

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия, которые дополняются преодолением трудностей.

А с кем труднее всего бороться? Конечно, со своим собственным телом.

Один из важнейших секретов управления своим телом заключается в том, что оно не любит прямолинейности, грубого нажима. За счет одного только желания или усилия воли очень трудно, например, ускорить частоту сокращений своего сердца или сразу же выделить большое количество слюны. Однако при воспоминании о какой-нибудь острой ситуации из недавно пережитых, например, бурное объяснение с кем-то из близких, пульс учащается сам по себе (да еще как!).

А яркое представление разрезанного, истекающего соком лимона тут же вызывает обильное слюноотделение. Оказывается, в обращении с самим собой нужны своя дипломатия и свой особый язык – язык образов. Там, где не достигает цели волевой самоприказ, более действенными оказываются яркие воображаемые картины. И овладение различными техниками саморегуляции во многих случаях будет успешно лишь в той мере, в какой у человека развито воображение.

Таким образом, саморегуляция и воображение тесно связаны между собой.

Сегодня на занятии мы будем учиться саморегуляции, используя наше воображение.

2. Практические упражнения, развивающие навыки саморегуляции.

Упражнение «Термометр»

Цель: научиться навыкам саморегуляции.

И н с т р у к ц и я. Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке.

По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

В о п р о с ы для обсуждения после выполнения упражнения:

1) Опишите свои ощущения при выполнении упражнения.

2) Какие эмоции у вас вызвало угадывание теплой руки?

3) Что помогло вам выполнить задание?

4) Какие личностные качества вы развивали при выполнении этого упражнения?

Упражнение «Пульс»

Цель: развитие навыков контроля своих ощущений.

И н с т р у к ц и я. Группа удобно рассаживается в креслах. Ведущий предлагает всем участникам сосредоточить свое внимание на определенной части тела (например, на кисти правой руки) и постараться ощутить в ней толчки своего пульса. Как только это удалось, каждый начинает вслух подсчитывать удары. Каждые 2–3 минуты ведущий подает команды, «перемещающие» источник пульсации из одной части тела в другую. Например: «Левая кисть – правая стопа – лицо – солнечное сплетение».

П р и м е ч а н и е. По мере продвижения участников в освоении приемов релаксации ведущий может предлагать им переходить к концентрации на все более трудных частях тела (кончик носа, пальцы ног, строго определенные группы мышц и небольшие участки поверхности кожи).

В о п р о с ы для обсуждения после выполнения упражнения:

1) Какие ваши личные качества помогли вам выполнить это упражнение?

2) Какая часть вашего тела была наиболее расслабленной при выполнении упражнения? Сделайте вывод.

Вывод. Умение управлять своим вниманием, сосредоточивать его на необходимом объекте помогает выполнить это упражнение.

Наиболее «пульсирующая» часть тела всегда и наиболее расслабленная.

Упражнение «Антивремя»

Цель: развитие зрительного воображения.

И н с т р у к ц и я. Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

В о п р о с ы для обсуждения после выполнения упражнения.

1) С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

2) Как воображение помогало вам выполнить это упражнение?

3) Как связаны действия воли и воображения в этом упражнении? Сделайте вывод.

Вывод. Игра служит прекрасной тренировкой для развития зрительного воображения. Ведь для того чтобы заставить события течь вспять, необходимо очень детально и отчетливо представить себе их естественный ход. При этом задействованы и волевые качества, так как необходимо постоянно находиться в напряжении, чтобы не потерять нить рассказа.

Упражнение «Телепатия»

Цель: развитие умений сосредотачиваться.

И н с т р у к ц и я. Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу. Одному из них отводится роль «передающего», другому – «принимающего». Ведущий объясняет, что «передающий» должен как можно лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием воли внушить его «принимающему». Задача «принимающего» – проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.

П р и м е ч а н и е. Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа «передавала» одному из участников, – это вносит оживление в работу, делает ее более интересной.

При организации игры ведущий должен дать понять группе, что он вполне серьезно относится к предложенному эксперименту и ожидает положительных результатов. Это поможет участникам преодолеть возможное скептическое отношение к подобного рода занятиям и настроиться на серьезную работу.

В о п р о с ы для обсуждения после выполнения упражнения:

1) Что сложнее было: «передавать» мысли или «принимать»?

2) Вы поверили в «телепатию»? Почему «да» или «нет»?

3) Проанализируйте свои «телепатические» успехи. На что вы обращали внимание, когда пытались угадать чьи-то мысли? Как умение сосредоточиваться помогало вам «внушить» свои мысли другому? Сделайте выводы.

Вывод. Очевидно, что дело не в телепатии – ее может и не быть в природе. Однако необходимость создания яркой воображаемой картины не только для себя, но и для партнера – дополнительный стимул, заставляющий «передающего» предельно мобилизовать силы своего воображения.

Рефлексия

1.Что почувствовали во время тренинга?

2.Что было полезным?

3.Были ли моменты когда было трудно или что то не удалось?




«Возьмите себя в руки»
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

«Врасти в землю»
Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно на­давить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«Просыпайся, третий глаз!»
Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.

«Стойкий солдатик»
Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ног у, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, и кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«Спаси птенца»
Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх, А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» 

Игра «Прогулка в лес»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.

Ход игр:

Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

Игра «Самолеты»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания

Ход игры:

Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».

Педагог говорит:

- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

- Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.

Игра «Знаете ли вы цифры?»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Ход игры:

Педагог говорит:

- Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Воспитатель рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.

Игра «Знаете ли вы буквы?»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Ход игры:

Педагог говорит:

- Давайте посмотрим, знаете ли вы буквы. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Педагог рисует в воздухе какую-нибудь букву, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.

Игра: «Руки-ноги»

Цель: развитие внимания и координации движений, снятие мышечного напряжения.

Ход игры:

Дети прыгают на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции.

Ход игры:

Необходимы три силуэта ладони, сделанные из разноцветного картона: красный, желтый, зеленый. Это – сигналы. Когда педагог поднимает зеленую ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красную – «молчалку» - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие с элементами тренинга «Учимся саморегуляции»

Автор: Горячева Татьяна Николаевна

Дата: 15.05.2021

Номер свидетельства: 580508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции"
    ["seo_title"] => string(63) "ia_uchus_vladet_soboi_trevozhnost_stress_navyki_samoreguliatsii"
    ["file_id"] => string(6) "489980"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544445541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект  занятия с элементами тренинга в дошкольной группе «Тайны зимнего леса»."
    ["seo_title"] => string(79) "konspiektzaniatiiaseliemientamitrieninghavdoshkolnoighruppietainyzimniegholiesa"
    ["file_id"] => string(6) "257644"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448369757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "конспект родительского собрания "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "215837"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432807027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства