kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зачем ежу яблоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа 2 класса по окружающему миру. Мы выясняли, для чего нужны яблоки ежу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зачем ежу яблоки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлёвская средняя общеобразовательная школа №1

Вяземского района Смоленской области________________

215133 Смоленская область Вяземский район с.Семлёво ул.Советская д.1тел.:8-(48131)3-26-68






Паспорт учебного проекта:« Зачем ежу яблоки»











Учитель: Леонова Лидия Алексеевна.













1. Введение ………………………………………………………………..............3

2. Общая характеристика ежа обыкновенного …………………………….....4-6

2.1. Научная классификация ……………………………………....4

2.2. Описание внешнего вида ……………………………………..4

2.3. Особенности жизнедеятельности ………………………….4-6

3. Социологическое исследование ………………………………………………7

4. Результаты социологического опроса ……………………………………...8-9

5. Заключение …………………………………………………………………....10

6. Литература ……………………………………………………………………11
















1.Введение

Все дети «почемучки». На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти!

В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему собака воет на луну? Есть ли сумка у папы-кенгуру? Как работает магнит? Бывают ли перелётные звери? Почему трава зелёная, а вода в море солёная? Зачем ежу яблоки?

А ЗАЧЕМ ЕЖУ ЯБЛОКИ???

На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки. В сказочных историях говорится, что он запасается на зиму яблоками, грибами, жёлудями. Значит, ежи всем этим питаются?!. Но ведь я знаю, что ежи впадаю в спячку зимой? А зачем же тогда им запасы?

В результате возникла тема исследования «Зачем ежу яблоки?»

Ёж – это объект нашего исследования.

Предмет исследования - образ жизни ежа, его питание и привычки.

Цель работы - собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни ежей.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- изучить литературу по теме исследования.

- выявить знания учащихся по данной проблеме.

- изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека.

- выяснить связь «ёж – яблоки».

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

    • Подумать самостоятельно

    • Получить информацию из книг

    • Посмотреть в Интернете

    • Спросить у других людей

Гипотеза исследования - ёж питается яблоками.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, в кружковой работе.















  1. Общая характеристика ежа обыкновенного

Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей.

2.1. Научная классификация

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Насекомоядные

Семейство: Ежовые

Род: Лесные ежи

Вид: Ёж обыкновенный или европейский - млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей.

2.2. Описание внешнего вида

Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000.

Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.

Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.

2.3. Особенности жизнедеятельности

Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии. В древности водился и в Северной Америке, что подтверждается раскопками.

Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.

Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.

С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C.

Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив.

Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений. А вот собачий или кошачий корм не подходит для них.

На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.

У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Потомство появляется в мае—октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 - 10.

Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. У него на коже в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен до конца избавиться самостоятельно.

Ёж - самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине.

А совсем недавно, 31 декабря 2010 г. по 1 каналу ЦТ в программе «Новости», был показан сюжет ежах, но только другого вида: африканский миниатюрный ёж. В нём говорилось о том, что, британцы в наступающем году белого кролика или кота дарят … ёжиков.

«Кроликов и котов в предпраздничные дни можно увидеть повсюду. Но англичан они не впечатляют. В Великобритании в этом году на праздник дарят ёжиков. Самый любимый и загадочный зверь - это миниатюрный африканский ёж. Почему англичане упрямо дарят друг другу эти ходячие колючки? Может, на елке сэкономить хотят?

Англичане - нация любителей животных. Африканский миниатюрный ёж, в отличие от европейского, существо дневное и очень темпераментное. В зимнюю спячку не впадает. Это очень ручные, мягкие, как щётка для одежды животные, словно ангелы. С удовольствием питаются кормом для котов».







































3. Социологическое исследование

Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои сверстники и их наставники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся 1-х классов (86 чел.), а также их учителей (4 чел.) на следующие вопросы:

1. Кто такой ёж?

2. Чем питаются ежи?

3. Есть ли у ежей зубы?

4. Ёж – хищник?

5. Зачем ежу яблоки?



































4. Результаты социологического опроса

1. Ёж – маленькое колючее животное – 28 чел.

Ёж – дикий зверь – 10 чел.

Ёж – лесной житель – 7 чел.

Ёж – домашнее животное – 3 чел.

Ёж – не знаю – 2 чел.

2. Ежи питаются – яблоками и грибами – 25 чел.

Ежи питаются – насекомыми, жуками, червями – 15 чел.

Ежи питаются – молоком, хлебом – 8 чел.

Ежи питаются – мышами – 5 чел.

Ежи питаются – комарами – 5 чел.

Ежи питаются – клубникой – 1 чел.

Ежи питаются – не знаю – 1 чел.

3. У ежей нет зубов – 29 чел.

У ежей есть зубы – 20 чел.

Не знаю – 11 чел.

4. Ёж – хищник – 30 чел.

Ёж – не хищник – 22 чел.

Не знаю – 8 чел.

5. Ёж яблоки ест – 47 чел.

Ёж делает запасы на зиму из яблок, грибов и жёлудей – 23 чел.

Ёж несёт яблоки своим ежатам – 9 чел.

Ёж яблоками пугает блох и других насекомых – 6 чел.

Не знаю – 5 чел.

Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что в среднем около 50% опрошенных имеют реальное представление о жизни ежей, мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что основная пища ежа – это яблоки.

Для подтверждения или опровержения своего предположения, я взяла интервью у учителя биологии Новиковой В.М..

И вот, что выяснила:

1) ёж – животное, млекопитающее, насекомоядное. Млекопитающее – значит, кормит своих детёнышей молоком. Насекомоядное – значит, питается насекомыми. Растений практически не ест.

2) У ежа – 36 зубов: на верхней челюсти 20 мелких острых зубов, а на нижней – 16.

3) Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное.

Иногда, ёжики забираются в курятник и разоряют гнёзда кур, воруя яйца, а также могут похитить цыплят. Но, несмотря на это, садоводы всегда рады, когда на их плантациях поселяются ежи.

4) На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке.

5) Но, не смотря ни на что, замечена определенная склонность ежей к разного рода кислым и едким продуктам и веществам. Ежи любят натыкать на иглы недокуренные сигареты, зёрна кофе. Дым табака, запахи духов и кофе им приятны. Ежи в атмосфере таких запахов, взъерошив иглы, будто бы дезинфицируют себя. В этом, возможно, и разгадка тайны! Кислый сок яблок уничтожает насекомых-паразитов, которые кусают ежей!








































5. Заключение

Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, зачем ежу яблоки.

Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках.

Таким образом, моя гипотеза не верна: ёж не питается яблоками. Они нужны ему совершенно для других целей.

В дальнейшем хотелось бы узнать: можно ли приручить ежа?
































Литература

1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Издательство: Аст, 2007.

2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".

3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.

4. Интернет-ресурсы: http://ВикипедиЯ

http://vocrugsveta.ru

http://www.google.com

http://zvercd.com

http://Потому.ру

http://1.ru

5. Ухарцева А.В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.

6. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.



11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Зачем ежу яблоки

Автор: Леонова Лидия Алексеевна

Дата: 07.10.2017

Номер свидетельства: 431169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательская работа "Зачем ежу яблоки""
    ["seo_title"] => string(44) "issliedovatielskaiarabotazachiemiezhuiabloki"
    ["file_id"] => string(6) "311005"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459145389"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательская работа "Зачем ежу яблоки?""
    ["seo_title"] => string(49) "issliedovatiel_skaia_rabota_zachiem_iezhu_iabloki"
    ["file_id"] => string(6) "403720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490605764"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа о еже по схемам" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-sostavlieniie-rasskaza-o-iezhie-po-skhiemam"
    ["file_id"] => string(6) "200693"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428903697"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Ёж""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-m-prishvin-iozh"
    ["file_id"] => string(6) "306854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209748"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Приспособленность организмов "
    ["seo_title"] => string(29) "prisposobliennost-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "125306"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414948471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства