kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление "Использование технологий системно – деятельностного подхода в достижении результатов освоения образовательных программ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы с вами живём в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации: из телевидения, интернета, печатной продукции и, этот огромный объем информации требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять полученные знания. В процессе работы учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. В связи с этим встает вопрос внедрения в процесс обучения технологий, способствующих формированию и развитию у школьников умения учиться с интересом, творчески и самостоятельно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Использование технологий системно – деятельностного подхода в достижении результатов освоения образовательных программ."»

Использование технологий системно – деятельностного подхода в достижении результатов освоения образовательных программ.


Корнеева Н.Н.,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия г. Тореза»


Мы с вами живём в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации: из телевидения, интернета, печатной продукции и, этот огромный объем информации требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять полученные знания. В процессе работы учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. В связи с этим встает вопрос внедрения в процесс обучения технологий, способствующих формированию и развитию у школьников умения учиться с интересом, творчески и самостоятельно. (Слайд 2) 

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Как же плавно встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?(Слайд 3) 

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе системно-деятельностного подхода. В чем его сущность? Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.


Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; (Слайд 4) 

-участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности; (Слайд 5) 

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. (Слайд 6) 

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.(Слайд 7) 

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

Для создания положительной мотивации в начале урока желаем друг другу удачи,предлагаю детям подумать, что необходимо для успешной работы.(Слайд 8) 

Перед изучением нового материала организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через возникновение проблемной ситуации, для этого использую методы постановки учебной проблемы:

- побуждающий, подводящий  диалоги;

- мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

На следующем этапе урока обсуждаем затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать).

На данном этапе выявляем места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.

На этапе открытия новых знаний учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

На этом этапе урока используем разнообразные приемы, такие как: приём «Ассоциация», приём «Исследование», приём «Ловушка», методический прием «Корзина понятий», метод «Чтение с пометками».(Слайд 9) 

При первичном закреплении - проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала), для этого использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.

На следующем этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу,каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа , самоконтроль, самопроверка.(Слайд 10) 

При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, затем предлагаю задания, в которых новое знание используется  вместе с изученным ранее.

В этот момент мне помогают познавательной игры на уроке: «Поднимите руку!», «Самый зоркий», Морфологические шарады, «Засели слово в домик», «Вратарь», «Самый внимательный», «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос», «Кто первый», «Редакторы», «Четвёртое лишнее», «Третий – лишний», «Добавь словечко», «Будь внимателен»,мини сочинение.(Слайд 11) 

На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, на данном этапе происходит осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Использую вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? и другие.(Слайд 12) 

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. Варьирующие условия создаю за счет: непривычных формулировок заданий, традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности, выполнение заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный вывод и т.д. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А провожу его, как и сразу после объяснения мной и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем. В это время осуществляю контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу ученика. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибкидругих, тем самым обогащают, закрепляют свои знания. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на урокеорганизующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за мной. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Поэтому я считаю, что качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников. (Слайд13 )

Особое внимание уделяю применению разноуровневых заданий. Это помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

Мои уроки разнообразны, часто использую нестандартные методы и приёмы работы, провожу тестирование, использую мульдимедийные технологии, уроки – презентации, с использованием подготовленных мною слайдов, пользуюсь Интернет – ресурсами. Такие уроки стали традиционными в моей работе, уроки, которые помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний, диагностика универсальных учебных действий , проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. (Слайд14 )


2 класс

3класс

4 класс

отличники

4

5

5

хорошисты

11

12

13

троечники

4

2

1



Формирование универсальных учебных действий(Слайд15 )

Системно – деятельностный подход – это философия новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат.

(Слайд16 )



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Корнеева Нелля Николаевна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Реализация  ФГОС НОО на уроках искусства»"
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiiafgosnoonaurokakhiskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303756"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457600586"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Доклад на тему: "Проектная деятельность для учащихся" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-dlia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "137113"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417271918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства