Данная разработка позволит учащимся в игровой форме уточнить и обогатить знания о профессиях, воспитывать уважение к людям различных профессий, результатам их труда;
Просмотр содержимого документа
««Все профессии важны», классный час»
МБОУ СОШ№1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Классный час в 1 классе
«Все профессии важны»
Учитель начальных классов:
Днепровская Любовь Николаевна
2015 год
Тема:«Все профессии важны»
Цель:
обучающая – формирование представлений первоклассников о различных профессиях;
развивающая – формирование общеучебных умений, эрудиции ребенка, его общей культуры;
воспитывающая – воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда.
Задачи:
- уточнение и обогащение знаний о профессиях;
- воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда;
- развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, умения сравнивать, обобщать;
- развитие речи учащихся, умения делать выводы на основе полученной информации.
Необходимые ресурсы:
- оборудование
компьютер; мультимедийный проектор; презентация Power Point; карточки со словами повар, пограничник, пожарный, учитель, парикмахер, токарь, писатель, бухгалтер, экскурсовод, фермер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач.
- литература (выставка книг к уроку)
Ход:
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1-Посмотрите на слайд.
-Какое слово лишнее?
- Кто из этих людей следит за соблюдением правил дорожного движения, поможет взрослому и ребёнку в случае необходимости? (Милиционер.) (слайд2)
- Думаю, остальных людей вы тоже узнали, кто это? (Продавец, строитель, водитель, врач.)
- Расскажите, где вы встречали их, чем они занимаются.
- Милиционер, продавец, строитель, водитель, врач - как можно назвать одним словом? (Профессии.)
- Как вы думаете, а какие профессии «спрятались»? Дети высказывают свои предположения.
III. Сообщение темы и целей классного часа.
- Как вы думаете, о чём пойдёт у нас сегодня речь? (О профессиях.)
- Сегодня на мы с вами побываем в мире профессий и попробуем ответить на вопрос:
Какая профессия самая важная?
-Итак, тема нашего классного часа «Все профессии нужны, все профессии важны».
-Каждая профессия хороша по- своему. А что такое профессия?
-Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
(Профессия – основной род занятий, трудовая деятельность людей)
-Кем бы вы хотели стать в будущем?
- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что у него золотые руки.
- Как понимаете смысл этих слов?
IV. Работа по теме.
- Итак, отправляемся в путешествие!
Игра «Отгадай профессию по описанию» (слайд 2)
- Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой:
Дайте этому продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда. (Повар)-ЛиховскихВ.
-А Вика провела своё маленькое исследование об этой профессии и сейчас нам о ней расскажет.
- Кто за зелёной шторкой?
Охранять границу - важно!
И его туда зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут. (Пограничник)-АлексеенкоД.
- Кто за розовой шторкой?
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Он, туда поедет срочно.
Он погасит, - это точно. (Пожарный)-Локайчук М.
-А как называется моя профессия? (Учитель)
На доске появилась запись:
Повар УЧИТЕЛЬ
Пограничник
Пожарный
– Как вы думаете, почему слова – отгадки я разместила в два разных столбика? (предположения учащихся)
Действительно, профессиональную деятельность людей можно разделить условно на две части: умственную и физическую.
– Каким трудом занимаются люди, чьи профессии обозначены во втором столбике?
– А как назвать труд людей, чьи профессии мы видим в 1 столбике?
-Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы можно было продолжить оба столбика, надпишите № группы цифрой (токарь, писатель, бухгалтер, экскурсовод, фермер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач.)
5. Викторина загадок «Чьи мы помощники?»
-А сейчас я предлагаю вам викторину загадок.
-Называя отгадку, уточните, в какой профессии необходимы эти предметы.
Всё мету, мету, мету – двор в порядок приведу. Чистоту как наведу – отдыхать потом пойду. (метла – дворник)
По гвоздям я крепко бью, в деревяшку их вобью. Сам я тоненький, худой, но с большой головой. (молоток – плотник)
Два острия и два кольца – Могу я резать без конца. (ножницы – швея, портной)
Она пела и гудела, пока всё бревно не съела. Съела, успокоилась, ничуть не расстроилась. (пила – лесоруб)
Не машет крылом, а летает. Не птица, а птиц обгоняет. (самолёт – лётчик)
Слайд 3-Игра «Отгадай профессию по действию»
- Отгадайте, люди, каких профессий выполняют такую работу. На доске дети нажимают на слово, оно подъезжает к рисунку, а лишние слова вылетают за край экрана.
- Какая из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.
Дети отвечают, а учитель направляет рассуждения с помощью дополнительного вопроса «Что случилось бы, если бы учителя не учили детей? Строители не строили бы дома, разные здания?» и т.д.
Слайд 4
Игра «Отгадай сказочную профессию»
- У сказочных персонажей, героев мультфильмов тоже бывают профессии. Какой герой между Котом Матроскиным и Шариком? Кто он по профессии? Посмотрите отрывок из мультфильма, проверьте свою догадку. (Почтальон Печкин)
- Из какого произведения этот отрывок:
…И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!» (Доктор Айболит)
- Кто автор? (Корней Чуковский)
-Какую профессию имел главный герой? (доктор, врач)
- О каком сказочном герое напоминает второй музыкальный фрагмент? (Бременские музыканты)
*** Динамическая пауза***
Выполнение физических упражнений под музыку из кинофильма «Бременские музыканты»
- Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.
Слайд 5 - 7
Игра «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда»
- Посмотрите и подумайте, людям, каких профессий нужны такие предметы-помощники: инструменты или орудия труда? (Слайд 3- врачу, доктору; 4- художнику; 5-портнихе, швее.)
Отгадав профессию, дети на доске нажимают на цветной элемент с вопросом, он растворяется, открывая рисунок.
После того, как дети называют профессию, учитель обязательно спрашивает: «Можем ли мы обойтись без труда врача (художника, портнихи)? Почему? Важная ли эта профессия?»
Слайд 8
Игра «Что лишнее?»
- Как называется профессия человека, изображённого в центре? (Садовник, цветовод, озеленитель.)
- Важная ли эта профессия? Почему? Уверена, вы не раз любовались вместе со взрослыми работой садовников, цветоводов, озеленителей на улицах нашего города Хабаровска.
- Подумайте, какие предметы лишние, не нужны в работе садовнику?
Дети на доске нажимают на лишние предметы, рисунки растворяются; если ошибочно нажали необходимый садовнику предмет - он временно увеличивается, но остаётся на месте.
***Динамическая пауза***
Выполнение имитационных физических упражнений под чтение учителем стихов о профессиях.(под Физкультминутку на компе-МАЛЬЧИК)
Игра «Разложи по порядку»
- Отгадать ещё одну профессию сможете, если расставите буквы в порядке возрастания: от самой маленькой буквы до самой большой. (Космонавт.)Дети на доске нажимают на буквы в порядке возрастания, буквы становятся на свои места в слове.
- Знаете ли вы, ребята, имя первого космонавта, совершившего полёт вокруг Земли?
Это Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил этот первый полёт.
- Знаете ли вы, ребята, почему эту профессию можно назвать важной, нужной людям? Космонавты изучают космическое пространство, уточняют прогноз погоды, помогают морским штурманам определить местонахождение кораблей в океане, обеспечивают радио- и телевизионную связь, проводят научные опыты.
Работа с выставкой книг
- Больше узнать о разных профессиях вам помогут книги. На выставка книг - только некоторые из них. Взять эти книги вы можете в школьной библиотеке.
(Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.
Маяковский В. В. Кем быть. Издательство «РОСМЭН», 2004.
Навроцкий А.Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы. Издательство «Малыш», 1998.
Русанов А.В. Хочу быть токарем. Для детей младшего школьного возраста. Новосибирское книжное издательство, 2001.)
Слайд 10 - 22
- В одной из этих книг вы сможете прочесть стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». МОНТАЖ
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блузка рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Сколько ни душится лодырь богатый, Очень неважно он пахнет, ребята!
Беседа по содержанию стихотворения
- Мы сегодня с вами говорим, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А из этого стихотворения что узнали? (У каждого дела есть свой запах.)
- Чем пахнет в булочной? Почему?
- Почему куртка шофёра пахнет бензином?
- Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?
- К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек?
- Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду?
-Правильно, мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.
Вернуться к слайду2
-А сейчас вернёмся к слайду №2.
- Кто же у нас за жёлтой шторкой?
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
И, конечно, непременно
Подстрижёт вас современно. (Парикмахер)
-А об этой профессии нам расскажет мама Замесова Дани-Замесова Татьяна Петровна.
-А вы знаете кем она работает?
(Рассказ Замесовой Т.П.)
-А вы знаете, Татьяна Петровна приготовила нам сюрприз-она покажет нам мастер-класс.
V. Итог урока.
- Понравился вам наше путешествие? Что вы узнали нового, интересного?
- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная?
- Послушайте стихотворение, которое поможет вам ответить на этот вопрос. (МОНТАЖ)
1.Подумайте, что было бы, Когда б сказал портной: – Шить платья мне не хочется, Устрою выходной! И все портные в городе За ним ушли б домой. Ходили б люди голые По улице зимой. 2.Подумайте, что было бы, Когда сказал бы врач: Рвать зубы мне не хочется, Не буду, хоть ты плачь! Больным врачебной помощи Не стало б никакой. А ты б сидел и мучился С подвязанной щекой. 3.Подумайте, что было бы, Когда б сказал шофёр: Возить людей не хочется!- И выключил мотор. Троллейбусы, автобусы Засыпало снежком, Рабочие на фабрики Ходили бы пешком. 4.Сказал учитель в школе бы: Мне в нынешнем году Учить детей не хочется, Я в школу не приду! Тетради и учебники валялись бы в пыли, А вы бы неучёными До старости росли. 5.Подумайте, какая бы Случилась вдруг беда, Но только так не сделает Никто и никогда, И люди не откажутся От нужного труда: Учитель обязательно Придёт наутро в класс, А пекари старательно Хлеб испекут для вас. Любое дело выполнят, Что им ни поручи, Портные и сапожники, Шофёры и врачи. 6.Мы все семьёю дружною В одной стране живём, И каждый честно трудится На месте на своём.
Слайд 23 Все профессии важны!
- Представители различных профессий занимаются разными делами: умственным трудом-учёные, политики, бухгалтеры, программисты – изучают новое, открывают ранее неизвестное, создают законы; физическим трудом – водители, пекари, строители, фермеры – водят машины, пекут хлеб, шьют одежду; работают с другими людьми – врачи, учителя, продавцы. Есть люди таких профессий, которые всегда приходят другим на помощь – милиционеры, пожарные и спасатели.
Военные защищают нашу Родину, а спортсмены – спортивную честь нашей страны. Когда вы подрастёте, каждый из вас станет приносить пользу людям, будет заниматься каким-то важным делом. Все работы хороши и важны, выбирай на вкус!
6.Рефлексия.
-Нарисуйте, кем хотите стать в будущем и что для этого нужно. (схематически)
(Самостоятельная работа на 3-5 минут)
Комментарий-пояснение:
На данном уроке окружающего мира у первоклассников формируются социальные представления места человека в обществе, правил поведения. Урок построен с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Целью представленного урока, кроме дидактических, является повысить познавательную активность учащихся, способствовать их развитию. Использование мультимедийного сопровождения урока, работа в парах, работа с выставкой книг, использование дидактических интерактивных игр.
Мультимедийное сопровождение данного урока помогает учителю решить важные педагогические задачи: развивать наглядно-образное мышление, эстетический вкус, формировать информационную культуру ученика и культуру учебной деятельности. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся открыт доступ к большому объёму информации, представленному в занимательной форме.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она позволяет уточнить и систематизировать знания детей, развивает основные компоненты учебной деятельности – умения действовать по правилу, подчинять свои действия действиям других участников игры. Использование игр «Отгадай профессию по описанию», «Отгадай профессию по действию», «Отгадай сказочную профессию», «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда», лото «Поиграем в профессии», «Что лишнее?», «Разложи по порядку» позволяет повысить познавательную активность, развивать мышление и речь школьников.
Для проявления детьми живого познавательного интереса в процессе всего урока используется уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни. Постановка проблемного вопроса: «Какая профессия самая важная?» позволяет детям быть исследователями на протяжении урока. Дети спорят, доказывают свои мнения.
В процессе наблюдения, исследования учащиеся логично приходят к выводу в конце урока: «Все профессии важны!»
Хочется надеяться, что материалы или идеи некоторых заданий пригодятся учителям, работающим по разным УМК.