Просмотр содержимого документа
«Временные ресурсы»
Обозначим типичные действия учителей, приводящие к потере времени.
Дети входят в кабинет по звонку. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено
Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене, и этот пункт необходимо включить в общешкольные требования к дежурству.
Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы длядостижения целей урока не имеет. Кроме того, оправдываться достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные беседы проводятся на классных часах и переменах.
Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (как материально
отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержанию) не
помогает им обрести необходимые знания. Материальные потребности может
оперативно удовлетворить учитель без отрыва от основной образовательной
деятельности, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. 2.
Гадание над журналом: "Кто пойдет к доске?" Это откровенное издевательство над детьми и временем; показатель того, что учитель недостаточно качественно спланировал урок.
Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника неэффективно. Ребенок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет как на его самооценку, оценку его одноклассниками, так и на его отношение к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с учителем (например, в период групповой работы класса) либо предупредив лично заранее о содержании выступления перед классом по конкретному вопросу. Говорить (произносить монолог) должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.
Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово (предложение) и сесть весьма расточительно по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями обучающегося.
Опрос по вопросам (или повторение вопросов) содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение целей данного урока. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.
Любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) деятельность обучающихся
проверка результата выполнения.
Включение в содержание урока дополнительной информации, материалов,
отсутствующих в образовательной программе, свидетельствует о том, что учителем
не осуществлен отбор учебного материала. Второстепенный материал поглощает
время, необходимое для отработки знаний и способов деятельности, указанных в
образовательной программе. Весь интересный дополнительный материал может быть
использован в системе внеурочной деятельности.
Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания
программы (т. е. целевых установок урока) якобы в целях выполнения плана урока на
100% приводит к последующим пробелам в знаниях обучающихся, что потребует
дополнительного времени на ликвидацию этих пробелов. Рациональный выход
качественно отработать меньший по сравнению с запланированным объем
программных знаний и способов деятельности. Задачи, которые не удалось решить на
данном уроке, должны быть решены на следующем. Не следует задавать их в качестве
домашнего задания для самостоятельной проработки.
Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности
обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее
алгоритма. Чем четче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.
13. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать
то своими словами (так, как понял), с последующей проверкойи коррекцией. Однако
более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор
при устных объяснениях обучающихся. Данный прием весьма результативен,
поскольку приращение сознания осуществляется только в процессе внешней речи.
Иными словами, человек понимает то, что он произнес вслух (в т. ч. с использованием
зрительной опоры).
14.Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для
достижения целей урока.
Таким образом, нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации.