Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем урок по любой дисциплине должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным потенциалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал урока.»
Обучение и воспитание - важные компоненты образовательного процесса, они дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем урок по любой дисциплине должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным потенциалом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
Воспитательный успех урока зависит от:
-содержания учебников,
-методов и приемов обучения,
-эмоционального уровня общения,
-структуры урока и от технологии.
Каждый современный российский школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 4000 уроков. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно связать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?»
И все-таки воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения,
- дидактической структуры урока,
- методических приемов.
Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство.
С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. При этом у обучающихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания обучающихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку я обращаю внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
Перед разбором задачи я детям задаю вопрос — Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Делаю вывод по их ответам. Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером. Так же предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Так, например, во 2 классе мы с детьми читали много произведений о человеческих отношениях в разделе «Я и мои друзья». Мы разбирали поступки героев этих произведений, ребята высказывали свое мнение и отношение к поведению детей. Приводили примеры из личного опыта и приходили к выводам о том, что доброе слово творит чудеса, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким.
Интересный вид работы-сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе, вежливости. Обучающиеся сами подбирали эти пословицы дома. На уроке мы их разбирали,объясняли как они их понимают и проводили аналогию с конкретными ситуациями. Дети оценивали свое поведение. Всегда ли они поступают правильно.
Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека.
Таким образом, на уроках дети проявляют себя, высказывают свое мнение, учатся думать вслух, говорить, сравнивать. И все это благотворно влияет на развитие личности школьника и его воспитание.
Воспитательное значение уроков русского языка
Русский язык – это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, формированию у него:
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
На уроках русского языка учитель учит детей наблюдать, думать и правильно говорить. Поэтому обучение грамоте, чтению, грамматике и правописанию всесторонне связывается с обогащением словаря, формированием грамматически правильной структуры речи и приобретением навыков устного и письменного изложения.
На уроках русского языка в качестве развития речи учащимся предлагаю творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: “Что значит воспитанный человек?”, “Я и мои товарищи”, “Если был бы я волшебником”. Темы сочинений заставили детей задуматься, а есть ли у меня друзья, а какой я друг, как относятся ко мне мои друзья.
В целях нравственного воспитания использую изложения, в текст которых включаю нравственные задачи. Детям предлагаются 1-2 варианта решения задачи и учащиеся должны выбрать наиболее рациональный.
Также ведется работа над обогащением словарного запаса детей нравственными определениями (справедливость, гуманизм, честность).
В учебниках русского языках для начальной школы даются специальные материалы по культуре речи: словарики ударений, синонимов, трудные слова или формы, которые даются в рамочках или выделены шрифтом. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурной речи. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
Свое выступление мне хочется закончить словами Л.Н.Толстого «Хочешь наукой воспитывать ученика- люби свою науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, сколько б ты не заставлял учить, наука не воспроизведет воспитательного воздействия.»