Придумано кем-то просто и мудро - При встрече здороваться и говорить: — Доброе утро, солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится, добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
Звучит музыка, дети заходят в комнату, держа в руках воздушные шарики, на которых они сами перед этим нарисовали веселые улыбки. Дети здороваются с гостями ("Добрый день!", "Здравствуйте! "). В ответ их гости также приветствуют. Подарив гостям шарики, все дети располагаются рядом с гостями. Ведущий. Мы все так вежливо поздоровались, пожелали друг другу доброго, приятного дня, чтобы сегодняшний день принес что-то хорошее и радостное, приветливые улыбки. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это наши права. Права человека есть у всех людей.
Права никто не даёт, человек получает их от рождения.
Тема сегодняшнего занятия – «Права ребенка»
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Поговорим о ваших правах.
– Какие права есть у каждого человека?
– А зачем вам необходимо знать ваши права?
– Какова же цель нашей сегодняшней встречи?
– Наш девиз: Не унывать, всё пройти и всё узнать!
Звучит музыка, в комнату стремительно заходит девочка в костюме Мудрой Совы, в руках она держит большой конверт. Ведущий. Чем это Мудрая Сова так взволнована? Что случилось?
Мудрая Сова. Вот здесь, в этом конверте находятся телеграммы от сказочных героев, они обратились ко мне за помощью, но самой мне нелегко с этим разобраться, поэтому я пришла к вам, чтобы мы вместе нашли решение. Вот, держите телеграммы. (Раздает телеграммы детям и гостям.)Текст первой телеграммы: «Я родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались со мной, заставляя меня прислуживать им»
Учитель проводит беседу по вопросам: - Кто мог прислать такую телеграмму? (Золушка) - В чем вы видите несправедливость в этой сказке? - Почему так произошло? - Какие права были нарушены у героини сказки?
Текст второй телеграммы: «Дремучий лес. Мудрой Сове. Помогите. Дедушка хочет вернуть свою рукавичку. Нам негде жить. Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, кабан – клыкан, медведюшка – батюшка».
Беседа по вопросам: - Из какой сказки эти герои? - Какие же права были нарушены? - Что мы можем предложить для решения этой проблемы? (Возможные ответы: предложить дедушке пожалеть зверушек, а бабушка пусть свяжет еще одну перчатку; попросить бабушку связать рукавичку-великана, чтобы там поместились все звери, и др.)
-Какой бы конец сказки тогда был? Мудрая Сова: Я очень благодарна вам за желание помочь, много интересных мыслей я услышала и теперь уже знаю, что ответить зверькам. Ведущий. А теперь внимание на экран. К нам в гости пришли новые герои сказок.
Викторина для детей «Угадай сказку»
(с использованием презентации)
Слайд 1
1.В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
Слайд 2
2.В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка) Слайд 3 3.В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас) Слайд 4 4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок») Слайд 5 5.Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга) Слайд 6 6.В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).
Викторина для взрослых
(с элементами театрализации)
Ведущий. А сейчас мы проведем викторину для наших гостей. Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека.
1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества) 2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь права посягать на мою жизнь) 3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:... (Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак) 4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно) 5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу)
6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)
Игра «Догадайся»
Ведущий называет сказочных героев, если это положительный герой – хлопают в ладоши, отрицательный – топают. *Красная шапочка *Водяной *Гуси-лебеди *Гулливер *Карабас-Барабас *Крыска-Лариска *Баба-Яга *Тортилла
*Папа Карло *Кощей Бессмертный
*Лиса Алиса *Дюймовочка
Ведущий. Вижу, всем вам сказки нравятся. Чем они привлекательны и интересны? Вы, наверное, знаете много сказок, где добро побеждает, а зло наказано? Почему это так важно, чтобы добро побеждало? Сейчас нас ждёт встреча с героями известной сказки..
Сценка из сказки «Волк и семеро козлят» Звучит музыка, в комнату забегают семеро Козлят и Волк, который хочет съесть Козлят и всячески им угрожает. Когда уже, кажется, беда неизбежна - появляется Добрая Волшебница и своей волшебной палочкой останавливает Волка от злого поступка. Ведущий. Видите, уважаемые друзья, Добрая Волшебница остановила Волка от злого и несправедливого поступка, Козлятам помогла спасти жизнь. Что мы можем сказать Волку, что посоветовать? Ведущий. Итак, волшебная палочка спасла наших героев сказки от зла и несправедливости. Но несправедливость существует и в реальном мире. Какие примеры несправедливости вы можете назвать? А когда мы чувствуем несправедливость, то к кому мы обращаемся за защитой, за советом?
Игра-танец "Дружба" Ведущий. Сейчас мы немного развлечемся, приглашаю всех ребят принять участие в игре-танце "Дружба". (Дети под музыку исполняют этот танец,
затем возвращаются на свои места.) Вы с удовольствием танцевали, я заметила, что это вам было приятно, и вы улыбались друг другу, потому что мы много времени проводим вместе в развлечениях, играх, беседах, учимся не ссориться, не говорить обидных слов, учимся быть вежливыми, добрыми, чуткими. Для чего нам это нужно? (Внимательно выслушиваются все возможные ответы.)
Цветок Добра
От ваших добрых, искренних слов появился вот какой красивый цветок. Мы его назовем цветком Добра. На его лепестках записаны ваши имена, осталось только дописать, какие добрые дела вы делаете. Записать ваши добрые дела или ваших друзей нам помогут взрослые.
(Дети рассказывают о своих добрых делах и своих товарищах, взрослые помогают записывать. Цветок с лепестками должен быть большой, яркий, легко сниматься и прикрепляться к большому листу бумаги. Надписи должны делаться фломастером и большими буквами. Учитель следит за тем, чтобы ни один ребенок не остался без внимания.)
Каждый цветочек по-своему хорош, Два одинаковых ты не найдешь, Лилия, роза, нарцисс и тюльпан, В каждом своя красота и свой шарм. То же о детях можно сказать, Можно о многом сейчас рассказать,
Неповторимы все дети Земли, Об этом мы, взрослые, помнить должны!
Игра «Знай и выполняй»
Ведущий. А сейчас мы поиграем в игру «Знай и выполняй». Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – сигнализируете красной фишкой, а какие, наоборот, подходят для вас – зелёной.
1. Право на любовь и заботу.
2. Право есть шоколад и конфеты.
3. Дети должны быть равны в своих правах.
4. Ребёнок не может быть жертвой насилия или войны.
5. Ребёнок может нецензурно выражаться, если захочет.
6. Особая забота детям инвалидам.
7. Дети имеют право на полноценное питание.
8. Дети имеют право на отдых.
9.Ребёнок не должен убирать комнату, в которой живёт.
10. Ребёнок может ходить в школу по желанию.
11. Все дети имеют право на образование.
12. Дети имеют право на медицинскую помощь.
13. Все дети имеют право на свободное общение.
14. Особая забота детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.
15. Дети имеют право на информацию.
16. Ни один ребёнок не может быть унижен или обижен.
17. Ребёнок имеет право получать завтрак в постель.
18. Ребёнок имеет право ударить того, кого захочет.
Тренинг «Спаси птенца»
Ведущий. Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь;
3-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
4-й чтец:
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Игра «Разрешается, запрещается»
Ведущая: Молодцы! Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается». 1.Петь, рисовать и танцевать. Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать - Это…..(разрешается)
2.Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг, Выражает свое мнение - Это …..(разрешается)
3.Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают - Это…..(запрещается)
4.Здесь ремень вокруг дитя, Как лента, извивается, Бить, наказывать - всегда …….(запрещается!)
5.Вот ребенок груз несет, Тащит, надрывается, В детстве тяжкая работа …….(запрещается!)
6.Этот черный человек Пред белым преклоняется. Быть над слабым господином Строго ….(запрещается!)
Ведущий.
- Молодцы, ребята. А теперь давайте подведём итог нашего мероприятия.
- О чём вы узнали из нашего сегодняшнего разговора?
- Понравилось ли вам выступать в роли артистов?
- Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?