kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 КЛАССЕ

«ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Саймановой Л.А.


Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

Подготовительная работа: проводится анкетирование учащихся, на уроке рисования дети рисуют рисунки на тему «Моя семья», заготовка текстов с ситуациями для работы групп.


ХОД СОБРАНИЯ.

1 слайд Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. 

Разъясним сначала понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

2 слайд   Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

3 слайд Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ученику приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом. Разрозненные усилия учителей и родителей не дадут ощутимых результатов. Это и понятно ученики постоянно общаются друг с другом, и не только внутри классного коллектива.

Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью.

4 слайд Василий Александрович Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

 Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

5 слайд Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

 

Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

-Воспитание уважения к людям и результатам их труда.

-Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах.

-Культура речи ребёнка.


Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

Слайд 6 Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.

Школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.

Нравственные качества мы воспитываем у детей не только в урочной деятельности, но и во внеурочной. Это кружки, экскурсии. Я поражена тем, как мои родители равнодушно относятся к этому виду деятельности. За время моего преподавания такое отношение я вижу первый раз. Посещение музея- это внеурочное, но общеклассное мероприятие. И важные нравственные качества ребёнка формируются вследствии похода такого плана. А 17 человек из 29 учащихся в классе, я считаю- вина родителей.

  Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Будем помнить о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

Мне хочется добавить, каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. А показателем нравственного воспитания ребёнка будет не то, как он ведёт себя в вашем присутствии, а то, как ведёт себя ребёнок в ситуации общения с другими людьми без вашего присутствия и контроля: говорит ли он вежливые слова, не проявляет агрессию, доброжелателен к собеседнику.

Была проведена анкета.

Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего.

Основная масса детей отметили, что они любят маму и папу, своих родных, домашних животных. Но были и такие ответы: Я больше всего люблю мою игрушку, футбол, еду, телефон, спать. Над этим стоит задуматься. Некоторые дети класса продолжают играть в детский сад и не могут осмыслить своё сегодняшнее положение.

Я думаю, что в основном удалось воспитать чувство любви и уважения к себе и близким.

Хочется верить, что духовные ценности останутся у ваших детей в ряду главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в гости к бабушкам и дедушкам.


Практическая часть. Ситуация № 1.

«Мама, стараясь помочь своему ребёнку в учебном процессе, заполняет за него дневник, целиком делает за него задания творческого характера, во многом перекладывает на себя выполнение учебных заданий. Помощь ребёнку осуществляется и в бытовых вопросах: зашнуровать ботинки, помыть обувь…» Ваши советы и пожелания этой маме.

Родители высказывают своё мнение вслух.

 ВЫВОД: поведение родителей определяет поведение детей. Ребёнок не научится самостоятельности. Поскольку это не обусловлено поведением мамы.

Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?

Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.

Что тебе дома делать нельзя:

  • Нельзя трогать спички –           Смотреть телевизор и играть в компьютер –  

  • Бегать, кричать       Включать электроприборы–

  • Приходить домой с двойками– Играть в футбол – Есть сладкое–  

Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям? Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.

ВЫВОД: Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться. Сохраните в себе всё хорошее и передайте это детям.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми? Ещё один пример


Ситуация № 2

«Ребята отдыхали на перемене. Андрей бегал за Мишей и задирался к нему. Миша сначала уходил от Андрея, на потом не вытерпел, и набросился на него с кулаками. Андрей, конечно же, тут же по телефону пожаловался на Мишу маме. Мама Андрея придя со школы за ребёнком отругала Мишу. Учительница же объяснила: из Миши получится человек, который сумеет постоять за себя. Не упрекайте его.».

 ВЫВОД: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

  ВЫВОД: Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Я как учитель стараюсь избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а я не в полной мере сумела разобраться, - не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой. Помните о том, что учитель- прежде всего хочет помочь Вам и это Ваш союзник в воспитании ребёнка. А для сотрудничества нам нужны положительные эмоции, терпение, такт. Старайтесь не игнорировать замечания учителя, даже если Вы не согласны. Если Вас что-то не устраивает, скажите это, не держите обиды в себе. Только вместе мы сможем добиться хороших результатов.



Оцените действия мамы в следующей ситуации

Ситуация № 3

Как можно избежать конфликта?

Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

М а т ь. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

М и ш а (сердито). Спасибо!

М а т ь. Вот и хорошо.

Ситуация обсуждается и делается вывод. Как правильно делать замечания ребёнку?  Можно с раздражением крикнуть: «у тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» такое замечание ничему не научит ребёнка. Замечания –приказы развивают в ребёнке боязливость. Он станет выполнять всё из страха перед Вашим гневом. А можно сделать это замечание в виде просьбы. Дети, как и взрослые болезненно относятся к критике. Грубое, резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе.

Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему Вы просите ребёнка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к родителям.

Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям.

Третий вопросом анкеты: Что было бы, если бы ты стал взрослым?

В основном ответы были следующими: стал бы работать, пошёл бы в военные, заработала много денег, открыл приют для животных, купила маме билет в Турцию, купил себе машину. Что ж, методы воспитания налицо. И нам стоит задуматься, как сделать так чтобы ценности семьи, добра остались, чтобы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.

ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные, беседуйте о нормах этического поведения. Мы со своей стороны пытаемся проводить беседы, классные часы. Мероприятия, способствующие привитию нравственного воспитания. Проведены: классный часы: «Умей дружить», «Мой друг», «Мои увлечения», «Неразлучные друзья взрослые и дети», организованы походы в музеи г. Ульяновска. Проводятся праздники день Учителя, день матери, Новый год, планируются 23 февраля, 8 марта. Нравственному воспитанию способствуют темы уроков и кружка «Золотое сердечко» в разделе «Общение» : «Моя семья», «В школе», «Ты и твои друзья», также произведения на уроках литературного чтения в разделе «Я и мои друзья».

Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.



2. Отметка и оценка ученика.

Оценка нетождественная отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем,

КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку.

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учатся они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства ученика, заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

Это может повлиять на здоровье и когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

Как помочь ребенку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответвенные.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности-например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка-не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

3. Выполнение работы над ошибками.





























АНКЕТА:

  1. Кого или что ты больше всего любишь?

___________________________________________________________________

  1. Что тебе дома делать нельзя?

_________________________________________________________________________

  1. Что было бы, если бы ты стал взрослым?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




АНКЕТА:

  1. Кого или что ты больше всего любишь?

___________________________________________________________________

  1. Что тебе дома делать нельзя?

_________________________________________________________________________

  1. Что было бы, если бы ты стал взрослым?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




АНКЕТА:

  1. Кого или что ты больше всего любишь?

___________________________________________________________________

  1. Что тебе дома делать нельзя?

_________________________________________________________________________

  1. Что было бы, если бы ты стал взрослым?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




АНКЕТА:

  1. Кого или что ты больше всего любишь?

___________________________________________________________________

  1. Что тебе дома делать нельзя?

_________________________________________________________________________

  1. Что было бы, если бы ты стал взрослым?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

Автор: Сайманова Людмила Анатольевна

Дата: 11.10.2025

Номер свидетельства: 675252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "«Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей  младшего  школьного возраста» "
    ["seo_title"] => string(95) "vliianiie-mul-tiplikatsionnykh-fil-mov-na-poviedieniie-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "117790"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412909685"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Взаимодействие дошкольного учреждения, школы и семьи– залог   успешного начального этапа обучения ребёнка в школе. "
    ["seo_title"] => string(133) "vzaimodieistviie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-shkoly-i-siem-i-zalogh-uspieshnogho-nachal-nogho-etapa-obuchieniia-riebionka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "136410"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417101865"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства