Внеклассное занятие способствует формированию нравственных качеств, пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку
Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся
Ход мероприятия:
Орг. момент. Введение в тему.
Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,
Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт,
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
- Ребята, посмотрите на иллюстрации, высказывания великих людей, пословицы и вы, наверное, догадаетесь, о каких важных качествах человека мы с вами будем говорить?
(О добре, о добрых делах и поступках, о доброте)
- Кто-то догадался, почему я прочитала в самом начале отрывок из стихотворения Юнны Мориц «Песенка про сказку»? Как обычно заканчиваются сказки?
(В сказках добро побеждает зло)
2. Основная часть.
а) «Добро и зло»
- Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Почему? (Ответы детей)
- Основополагающим качеством, ведущим к любви, является доброта. Но сначала надо определить: что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта? Что такое злоба? Продолжите фразы:
Доброта – это … Злоба – это …
Добро – это … Зло – это …
(Дети выбирают фразы и заканчивают определения)
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположно злу.
Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Злоба – это чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.
(Определения взяты из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.)
Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных.Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
б) Работа в парах
- Сейчас я вам предлагаю определить, где выражения соответствуют добру,а где злу.
(Дети получают карточки и определяют где зло, а где добро)
противоречит злу
добро зло
умение сопереживать
умение радоваться удачам другим
умение сочувствовать
всё, что губит душу человека
зависть и жадность
умение сострадать
преследование людей другой национальности, другого цвета кожи
младшие не уважают старших
война и предательство
помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно
умение прощать и просить прощения
взрослые не заботятся о детях
сильный защищает слабого
Игра «Стоп – красный свет»
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Посмотрите на иллюстрации, где мы видим неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, а если вы поступок одобряете – поднимите зелёную карточку. (Анализ иллюстраций на доске, к которым обращались в начале урока и ситуаций. Дети работают в паре).
Ситуации.
1.Два мальчика о чём-то увлечённо спорили в автобусе и так громко, что все на них стали оглядываться.
2.На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в буфет.
3.Две девочки в столовой болтают за столом во время еды.
4.Маша по утрам убирает свою постель и делает зарядку.
5.Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дёргают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц.
6.После игры Андрей убирает свои игрушки.
7.Взрослые возьмут все дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить на белом свете.
8.Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забытьи простить ему свою обиду.
Чтобы делать добро, надо им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Её надо в себе воспитывать упорно, день за днём.
Физминутка
в) Анализ ситуаций (выставка книг)
- Сейчас ребята, я вам прочитаю рассказ Валентины Александровны Осеевой
- Послушайте и скажите: почему мальчик так поступил?
«Просто старушка» (иллюстрация)
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Какой вывод мы можем сделать?
- Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто-то видит и может за это похвалить? (Добрый человек готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца)
- Какие пословицы подойдут к этой ситуации?
(Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает, и душу и тело.
Всякая помощь хороша вовремя.)
Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.
Всё нужно делать с добрым сердцем. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.
г) «Соседи»
- А теперь посмотрите друг на друга. Внимательнее…
Да – это ваш сосед по парте…
- Какие качества вы цените в своих одноклассниках, друзьях?
(Слова фиксируются на доске слайд: сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, совесть – это внутренний диалог твоего «Я» с самим с собой, вежливость, скромность, честность, трудолюбие, воспитанность, доброта, умение дружить, тактичность – умение вести себя пристойно, уважая других, ласка, умение слушать и слышать, душевность…)
- А за какие качества вас уважают ваши друзья?
д) Чего больше?
- Чего на земле больше: добра или зла?
- Может быть, это нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички – зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь…). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке вольём их в чашу весов с «добром». Называем добрый поступок и выливаем «капельку» (из пузырька) в чашу на весах.
(Дети называют, какие добрые дела они совершили, а учитель капает капельку на весы за каждый добрый поступок).
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море Добра.
Итог.
- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.
Спешите делать добро! слайд
4. Групповое пение.
- А сейчас я хочу , чтобы вы послушали песню о доброте, а кто её знает, подпевайте.
5. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите на нашу замечательную планету (на доске планета Земля), давайте мы сделаем её красивой. У вас на парте цветочки синего и красного цвета, если вам понравился наш классный час, вам было приятно со мной общаться и узнавать что-то новое, то украсьте планету красным цветочком, а если не понравилось, то украсите её синим цветочком.
Дорога добра
1. Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хныч, когда судьба
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Спеши к нему,
Всегда иди дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
Приложение
1. Пословицы
Добро век не забудется.
Доброе дело само себя хвалит.
За добро добром и платят.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает, и душу и тело.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
2. Высказывания великих людей
«Нам – даже самым злым понять пора: посеяв зло, мы не пожнём добра…»
Фирдоуси Абулькасим (персидский и таджикский поэт) 940 – 1020(30)
«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях» Блез Паскаль
(французский математик, физик,
религиозный философ и писатель) 1623-1662
«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
Виктор Гюго (французский писатель) 1802-1885
3. Притча.
У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках. Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро.
В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: «Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца.
И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”
И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя.
На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”