Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие на тему "Доброта спасёт мир"»
Тема.Доброта спасет мир.
Цель:формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе
Задачи:
раскрыть нравственное содержание добра и зла; расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека; способствовать расширению кругозора детей;
формировать стремление быть добрым; положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
развивать речь, память, мышление;
воспитывать стремление совершать добрые дела
Оборудование: Выставка книг, презентация «Доброта спасет мир», Солнце, рисунки учащихся о добрых делах, конверты с пословицами, изображение тучки и солнышка, цветок из шаров, шаблоны деревьев (9 штук), сердечки, картинки ( солнышко, дом, школа, вода, деревья, земля), капельки с названием слов, смайлы, весы
Ход занятия.
Организационный момент
На доске эпиграф урока. ( СЛАЙД )
“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание
(СЛАЙД) Звучитпесня «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «Кот Леопольд»
-Добрый день, ребята. Сегодня к нам на мероприятие пришел необычный гость, герой мультфильма. Узнали? Кто же это?
(Ответы детей)
-Расскажите, что вы знаете о нем.
(Он добрый, вежливый, аккуратный, всегда улыбается, он не отвечает злом на зло)
Психологический настрой
- Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу. Пусть от нее нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне и гостям.
-На столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Если у вас настроение хорошее, то поднимите солнышко, а если плохое, то тучку.
-Сейчас мы будем передавать цветок друг другу и при этом говорить, когда у вас бывает хорошее настроение.
У меня хорошее настроение, когда…………
(Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение).
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь,
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это, это ведь………. Доброта
-Ребята,о чем мы сегодня будем с вами говорить?
( о доброте)
-Наше занятие называется «Доброта спасёт мир»
(СЛАЙД)
-Доброта... Что означает это слово? Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека
(Объяснение детей, как они понимают это слово)
- Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
- А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
( СЛАЙД)
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-У слова «добро» есть много родственных слов (Слайд)
добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный
- Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
Доброта. Какое странное слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает.
-Давайте выйдем и исполнимпесню «Что такое доброта?»( СЛАЙД)
-Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди- лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы на нашего занятия.
«Остров пословиц» ( конверты с пословицами)
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
(СЛАЙД «Собери пословицы»)
-Каждой паре я раздала рассыпанные пословицы:
1 ком. Добрые вести прибавят чести
2 ком. Доброе слово лечит, злое калечит
3 ком. Делай другим добро – будешь сам без беды
4 ком. Живи добрее, будешь всем милее
-Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
-Итак, проверим.
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
остановка город «Весов» ( весы и капельки)
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
На одну чашу будем класть “зло”, на другую «добро». У каждого ученика капелька с названием) (таблички с надписями: уважение, жадность,вежливость, грубость, предательство, честность, война, ложь, любовь, щедрость)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. (Каждый по очереди берёт капельку - читает и определяет, на какую чашу весов положить. Если слово на капельке относится к добру. Значит - на чашу добра, если слово относится ко злу, значит - на чашу зла. Начнём.)
(Дети подходят по одному к весам, читают на капельке слово и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
«Дерево Добрых Дел» (СЛАЙД)
- Давайте посадим дерево Добра. Каждое доброе дело или добрый поступок, совершенный вами, будет появляться на дереве в виде сердечка. Вспомните и расскажите о своих добрых делах:
сделали уборку в доме;
навели порядок в школьном дворе;
накормили бездомную собаку;
подготовили концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнесли вещи в организацию по социальной защите населения;
помогли детям сиротам и инвалидам;
сделали кормушки птицам зимой;
сделали скворечники весной;
помогли пожилому человеку нести сумку.
(В результате на дереве появится 9 сердечек сердечек- добрых дел, какие назовут дети.)
- Каждый из вас может «посадить» своё Дерево Добрых Дел, поэтому я раздаю вам деревья и сердечки, на которых вы будете записывать в течение недели свои добрые дела, а на следующей неделе принесете в класс, и мы посмотрим, у кого на дереве больше сердечек-плодов, а значит, добрых дел и поступков, которые вы совершили за это короткое время.
«Город сказок»
- Ребята, а в каких произведениях чаще всего добро противостоит злу?
(в сказках)
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим, а каких героев можно назвать злодеями.
- А теперь я предлагаю вам викторину«По дорогам сказок»
(СЛАЙД)1. Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла. Мама красивую шапочку сшила И пирожков дать с собой не забыла. Что же за девочка-лапочка. Как зовут её? … (Красная Шапочка) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)2. Самая злая старуха во многих сказках. (Баба Яга) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)3. –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)4. -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(СЛАЙД)
(СЛАЙД)8. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)9. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)10. Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)11. Человек немолодой С преогромной бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину. Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас, Кто же это? (Карабас) (СЛАЙД)
(СЛАЙД)12. Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда)(СЛАЙД)
(СЛАЙД)13. Какой мультипликационный герой призывал всех жить дружно? (-Да это наш сегодняшний герой Кот Леопольд) (СЛАЙД)
-А чему учат сказки? Почему говорят «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Сказки несут добро. В сказках добро всегда побеждает зло.
Физминутка
Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?”. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.
- На каких персонажей вы хотели бы быть похожи , на добрых или на злых?
Учитель:
Немало встречается злого,
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути
Нет доброго слова важнее
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Посадка дерева «Доброты» и цветов(СЛАЙД)
-Итак, наше занятие подходит к концу, но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады)
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут и животные исчезнут.
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Вывод
- Ребята, а можно ли бояться быть добрым?
Ученица
Каждый знает, этот мир Словно кто-то разделил: На хорошее, плохое – В нас живут вот эти двое.
Они борются с годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать.
Ученица
Если хочешь в мире темном Обижать людей с порога, Драться, хмурить свои брови В царство зла тебе дорога.
Ну, а если ты с улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет.
Ученик
Помни истину простую: Что от зла добра не ждут. Только добрые поступки И к тебе добром придут!
— Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все — таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Волшебная цветок
-А теперь каждый из вас пусть встанет по порядку и назовёт правило, которым нужно руководствоваться, чтобы всегда идти дорогою добра. (относиться с уважением к людям, любить, прощать друг друга, заботиться о близких, о животных, помогать тем, кто нуждается,
быть добрым, милосердным, честным, справедливым, не предавать, поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой…)
-А я вам тоже хочу передать частичку своего добра в виде вот этого волшебного цветочка.
Вы еще дети, но впереди у вас много славных добрых дел и поступков. Вы
сделаете нашу планету красивой, но, прежде всего, должны вырасти настоящими людьми.
-А это значит, что вы должны быть отзывчивыми, вежливыми, трудолюбивыми и добрыми.
Рефлексия
-А теперь я хочу посмотреть, как изменилось ваше настроение к концу занятия. Покажите мне тучку или солнышко. Всем спасибо!