Внеклассное мероприятие «Страна Порядка» в 1-4 классах о правах ребенка
Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.
Задачи:
• образовательные: ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.
• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.
Оборудование: раздаточный материал (пазлы сердца на каждой парте), нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, проектор, мультимедийная презентация.
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный этап
II. Введение в тему
Учитель: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд.
1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена)
2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок)
3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово)
5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба)
Учитель: Какое слово мы получили по вертикали, прочитаем его вслух.
Дети (читают): Права.
III. Основная часть слайд1
Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну Порядка. (правовых знаний)
(Вбегает Незнайка)
Незнайка: Каких, каких знаний, правовых? ( Недоуменно).
Учитель: Здравствуй, Незнайка. В первую очередь нужно поздороваться с ребятами, а потом уже задавать вопросы.
Незнайка: Ну, здравствуйте, ребята. Так каких знаний, правовых? Там что, ходят только направо?
Учитель: Какой же ты глупый, Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О какой ценности, о каких правах?
Учитель: Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?
Дети: Водительские права, права потребителя, права человека.
Учитель: А ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?
Дети: Жители стали жить по законам.
Учитель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Учитель: Незнайка, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
Незнайка: Ну, я … это?
Учитель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Что такое закон?
(Выступают заранее подготовленные дети)
Толкование слов из энциклопедии
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
Учитель: Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)слайд 2
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
- Незнайка, а есть ли какие-нибудь права у детей?
(Пожимает плечами)
- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН. Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка (смотрим на экран слайд 3). Если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.
И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.
Незнайка: А я уже все узнал!
Учитель: Давай проверим, много ли ты знаешь? Внимание на экран (рисунки ребят на тему «Права детей»). Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках?
Незнайка: Да это легко! Вот это… ну, это я не знаю. Но вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это… ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это…
Учитель: Ну, хватит! В Стране Порядка все дети знают свои права. (Обращается к ребятам). Что, ребята, поможем Незнайке.
(Дети называют свои права)
Учитель: Молодцы!
Основные права ребёнка слайд4
Учитель: Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН)
Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Ребята, 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. ---
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.(слайды5-10)
---Каждый ребёнок имеет право на жизнь(ст.6).
---С момента рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретения гражданства(ст.7).
---Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение (ст.13).
---Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).
---Ребёнок имеет право на образование (ст.28).
---Ни один ребёнок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).
---Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг (ст.31).
А теперь давайте проверим, как вы запомнили права ребёнка. И в этом нам поможет игра слайд11
„ Разрешается - запрещается″. Я в стихотворной форме буду описывать различные ситуации, а вы должны заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.
11.Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
Викторина «Какие права литературных героев нарушены»
Наши герои из сказок попали в различные ситуации и ваша задача определить, какие права героя были нарушены.
(показ слайдов 12).1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
-- (статья 31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).
2). В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?(слайды 13-17)
-- Серая шейка.Красная шапочка. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Дюймовочка. Сказка о рыбаке и рыбке.
3).Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком?(слайд18)
--Да. Согласно Конвенции, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста. Ст. 1).
4). Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?(слайды 19-20)
-- Три поросёнка. Зайка из русской народной сказки „Ледяная избушка″.
Учитель. Ребята, как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
(Ответы детей)(слайд 21)
В каждом из вас, ребята, есть маленькая частица доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
3. Музыкальный вопрос.
Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:
- «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)
- «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения)
- «Чему учат в школе» (Право на образование)
C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть? (слайд 22)
- Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности?.
- А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование. (слайд 23)
Сценка 6.
Ксюша. В школе пробыла я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыла бы, Ксюшка!
Ксюша. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнала права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внученька , сходи,
Мне таблеточек купи.
Ксюша. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Ксюша. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сама готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, дочь , ты сама решать.
Бабушка. Да и юбку завтра к школе
Сам, внученька , погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должна ты знать-
Права у всех равны.
.Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Ребята, как мы видим, герой этой сценки хорошо знает Конвенцию «О правах ребёнка», т.е. знает свои права, но он совершенно не знает своих обязанностей уважать права других людей. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот герой сценки об этом забыл.
Незнайка:
- Хотя пока еще вы дети, но знать права свои должны.
Узнал я много здесь, поверьте! И эти знания важны!
Права ребенка:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.