Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 140 г. Челябинска»
(МБОУ «СОШ № 140 г. Челябинска»)
Внеклассное мероприятие
«В гостях у карандаша»
Юсупова Любовь Васильевна
Учитель начальных классов
Челябинск,2015
Актуальность: занятие способствует расширению кругозора детей, интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развитию зрительной памяти, воспитанию целенаправленности, аккуратности, трудолюбия.
Форма: это комплексная игра – состязание – встреча с ожившим предметом, который практически каждый день дети держат в руках – с карандашом.
Ход праздника
Учитель: Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку:
Черный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет.
Что же это? …
(ответы детей)
Учитель: Мы с вами, каждый день встречаемся с карандашом, он стал для нас настоящим другом. Посмотрите сегодня, он пришел к нам в гости.
(рисунок карандаша)
У: Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть «кара» означает «чёрный», а вторая «даш» - камень. Очевидно, карандаш некогда понималось как «чёрный камень» - графит. В ту ночь 1565 года в английском графстве Камберленд разыгралась буря. Непрерывно лил дождь, а порывы ветра были настолько сильны, что молодые крепкие деревья пригибались к земле. Под одним из них обнаружили какой-то не встречавшийся ранее чёрный камень. Прошло не так уж много времени, и королевским указом этот камень категорически запретили вывозить из Англии. Кроме того, камень разрешалось добывать только шесть недель в году. Нарушителей ждала смертная казнь. Что же это за камень, который стоил дороже человеческой жизни? Он не являлся самоцветом или алмазом, а ценился за одно только качество: оставлял чёткие чёрные следы на ткани, бумаге, светлой коже.Так был найден графит, который стал основным материалом для производства карандашей.Далёким предком карандаша можно считать головешку из костра, которой первобытный человек создавал первые шедевры живописи. Можно было взять из очага обгоревший прутик и рисовать. Но этот способ годился только для детей. Профессионалам требовались более качественные подручные средства. Изобретением привычного нам простого карандаша человечество обязано случаю. Однажды владелец фабрики по изготовлению химической посуды Гартмут нечаянно разбил чашку. Один осколок, пролетая, оставил на бумаге чёткий чёрный след. Гартмут, заинтересовавшись, выяснил, что в глину был добавлен порошок графита. Так появились стержни для письма, которые он назвал «кохинор» - «не имеющий равных». Произошло это в конце 18 века. А французский механик и живописец Конте предложил пишущие стержни из смеси глины и графита помещать в деревянную оболочку. Прошло более 200 лет, но технология изготовления практически не изменилась. Они стали не только простыми, но и цветными.
(весь рассказ сопровождается показом слайдов)
У: Подумайте о каком цветной карандаше идет речь:
- Я – мак, я – огонь, я – рябина!
- Я – морковь, я – апельсин, я – заря!
- Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце!
- Я – трава, я – сады, я – леса!
- Я – небо, я – глаза младенца, я – нежность!
- Я – колокольчик, я – чернила, я – море!
- Я – слива, я – сирень, я – фиалка!
(по мере отгадывания цвета, на доске появляется фрагмент радуги с отгаданным цветом)
У: Ребята, посмотрите что у нас получилось?
(ответы детей)
У: И все рады: в радуге над горизонтом и маки, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и сирень. В ней – всё!
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным
У: Ребята, а давайте мы тоже с вами нарисуем радугу, с помощью цветных карандашей. У каждой пары есть свой набор карандашей и лист бумаги. Нарисуйте, работая в парах, свою радугу.
Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в паре.
1. Работай дружно. Не ссорься.
2. Советуйся с другом.
3. Умей договариваться.
4. Помогай другу.
(самостоятельная работа учащихся)
(все работы вывешиваются на доске)
У: Ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свою радугу?
Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) правильно ли расположены цвета у радуги;
2) аккуратна ли ваша работа.
Нарисуйте шкалу и оцените себя сами.
У: Карандаш предлагает нам отдохнуть. Он приготовил для нас мультфильм «Мышонок и карандаш»
У: Как вы считаете, Карандаш умный, хитрый, находчивый, обманщик? Подберите слова (карточки со словами на доске), характеризующие Карандаш и докажите свои мысли.
У: Но ведь хитрость не всегда хороша. А что если Карандаш обманул просто бедного Мышонка?
У: Какой вывод можно сформулировать?
У: друзья, приглашаю вас принять участие в творческих конкурсах и весёлых соревнованиях.
Игровая программа
Конкурс №1.
«Весёлые художники».
С завязанными глазами под мелодию А.Пахмутовой «Песенка о смешном человечке» дети рисуют своего смешного человечка на листе бумаги.
(Самые весёлые и смешные рисунки прикрепляются на доску, их авторы получают приз – простой карандаш).
Конкурс №2.
«Художники-фантазёры».
Ребятам предлагается изобразить за определённое время как можно больше разных предметов, используя в качестве основы круг, квадрат, треугольник (заранее заготовлены разноцветные геометрические фигуры, наклеенные на листы бумаги, а также цветные карандаши и фломастеры). Работу заканчивают одновременно по сигналу
(Победители получают призы).
Конкурс №3.
«Самая высокая точка».
Участники конкурса становятся спиной к листу бумаги, прикреплённому к доске. По очереди, держа свой цветной карандаш в вытянутой вверх руке, дети стараются подпрыгнуть как можно выше и сделать при этом отметку (точку или палочку) на листе.
Учитель: Мы благодарим Карандаша за встречу и говорим ему: «До свидания!»
Использованная литература
1.Мультипликационный фильм (10 минут) по произведениям В.Сутеева
«Наш карандаш»:
2. История карандаша http://www.genon.ru
3. В школу – с игрой. Под редакцией Газмана О.Е.,Харитоновой Н.Е.
– М.: Просвещение,1991, с. 83-87.
4. Праздник – ожидаемое чудо! Под редакцией Жиренко О.Е.,
Обуховой Л.А. – М.: ВАКО, 2006, с. 215-217.