- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что сегодня ясный зимний день, я в гостях у вас - замечательных красивых, приветливых детей, встретивших меня улыбкой. У меня хорошее настроение. Я приглашаю вас к общению! Уверена, что оно будет приятным.
Предлагаю вам сыграть в игру «Миксер». Вам понятно это слово?
( объяснить значение слова)
Встаньте, пожалуйста, в круг (дети и родители)
• Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.
• Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть белый цвет.
• Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.
• Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста.
• Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы.
• Соберитесь вместе те, у кого хорошее настроение!
Спасибо за разминку. Это упражнение помогло преодолеть скованность и стеснение, а также настроиться на активную плодотворную работу.
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет предлагаемый сюжет. Внимание на экран!
(видеофрагмент и з мультфильма «Кот Леопольд»
- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? Пока одна группа отвечает, другая группа ищет значение данного слова в « Толковом словаре Даля»
Некоторые высказывания на доске или на слайде.
- А теперь этот же вопрос я адресую родителям. Уважаемые родители, как вы понимаете значение этого всем известного слова? (Настоящая дружба – это когда уважают права друга, прислушиваются к мнению друга и др.)
– Друг, приятель, товарищ.
Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?
Я прочитаю определения, а вы догадайтесь, о ком идёт речь.
- близкий знакомый (приятель);
- человек, близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе (товарищ);
- это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает (друг).
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
Цель: исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какой он - настоящий друг?»
-Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Каждой группе предложены на карточке варианты качеств друга, нужно будет выбрать и подчеркнуть те, которые вы считаете правильными, можно дописать свое. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов каждой группы, из повторяющихся вариантов составляют модель настоящего друга и представляют ее нам. Родители помогают ребятам.
(У каждой группы карточка с качествами настоящего друга):
- модно одет
- надежный
- веселый
- не признает свои ошибки
- отзывчивый
- не подойдет первым мириться
- добрый
- поддержит словом и делом
- верный
- не скажет правду
- вместе в горе и радости
- выручит в трудную минуту
Свое________________________
- Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.
Закрепление социальных понятий.
- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.
Ситуация 1.
Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
Ситуация 2.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Ситуация 3.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ситуация 4.
Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.
(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)
- А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят вашего класса.
(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).
- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели
10 законов дружбы (появляются на экране). Прочитайте их глазами
Доверять другу.
Делиться новостями, успехами и неудачами.
Уметь хранить чужие секреты.
Радоваться вместе с другом его успехам.
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.
Защищать друга.
Не критиковать друга в присутствии других людей.
Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.
Всегда выполнять свои обещания.
- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?
– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.
Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.
1 команда:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Один за всех, и все за одного.
2 команда:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Верному другу цены нет.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
3 команда
Человек без друзей, что дерево без корней.
Недруг подталкивает, а друг спорит.
Друг познаётся в беде.
– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.
1) Вспомним имя девочки, которая на север отправилась за другом к Снежной Королеве.
(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)
2).Всем знаком этот герой, И известно всем вокруг, Он большой для Гены друг. (Герой Э.Успенского Чебурашка).
3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
(“ Бременские музыканты ”, братья Гримм)
4). “ Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.” (А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).
5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он? (Пудель Артемон)
- Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья?
- Что ваш друг (ваша подруга) делает хорошего для вас?
- Что вы делаете хорошего для своего друга (своей подруги)?
Итог занятия
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
-Что вам запомнилось?
- Над чем вы задумались?
Я думаю, что сегодняшнее занятие вам запомнится.
- А у меня прекрасное настроение, потому что сегодня у меня появились новые друзья, с которыми мне было интересно общаться.
(Ученики читают стихотворение)
Быть другом достоин лишь тот, Чья дружба весома, как жизнь. Друг бремя разделит заботы, В час трудный прикажет: “Держись!”. И друг, а не кто-то чужой, Поддержит в житейском бою. Устанешь – На спину свою Он часть твоей ноши возьмёт. Обидчику даст он отпор И вместе с тобой проклянет Того, кто приносит позор… Дом верного друга – твой дом, Всегда для тебя он открыт. Тебя окружат там теплом, Там будешь спокоен и сыт. Простят, если ты сгоряча Не то там сказал и не так. Друг верный не рубит сплеча, Хоть знает: Слова не пустяк… Умейте любить и дружить, Ценить доброту и тепло, Умейте не брать, а дарить – Всем истинам спорным назло!
Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!