Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по теме: "Как задавать вопросы"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект внеурочного занятия курса «Учимся задавать вопросы»
Учитель начальных классов:
Щеткина Елена Геннадьевна
Тема: Как задавать вопросы
Цель: Правильно формулировать вопросы
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучении ключевых слов для постановки вопросов;
- создать условия для развития познавательного интереса;
- содействовать развитию у обучающихся умения общаться,
- развитие диалогической и монологической речи
Ход занятия.
Организационный момент.
Сегодня будем рассуждать,
Все вопросы обсуждать,
И конечно, наблюдать.
Чтобы много – много знать!
Актуализация знаний.
- Кого мы называем исследователями?
- Что должен уметь исследователь? (наблюдать, рассуждать, проводить опыты, экспериментировать)
- Как вы думаете, почему человек начинает, что-то исследовать? (хочет узнать, что- то новое, появились вопросы, на которые он не знает ответы)
- Еще в древние времена люди задавали себе много вопросов и стремились найти ответы. Например: есть ли край земли или что выше неба. Благодаря этому и появляются новые достижении в науке и технике.
Постановка проблем
- Давайте представим, что мы журналисты. Что мы должны уметь делать, чтобы например, взять интервью? (задавать вопросы)
Послушайте стихотворение
Киплинг Редьярд Джозеф
Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, А им даю досуг. Я по утрам, когда встаю, Всегда берусь за труд, А им свободу я даю - Пускай едят и пьют. Но у меня есть милый друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг - И всем покоя нет. Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как Сто тысяч Почему!
- Кто догадался, какая тема занятия? (тема нашего занятия: Как задавать вопросы?)
-А какую цель мы поставим на занятие? (Мы должны уметь задавать вопросы)
На рабочем листе поставьте + или –
Умеете ли вы задавать вопросы?
Много вопросов вы задаете за день?
Хотите научиться задавать вопросы?
- Кто какие знаки поставил в трех клетках.
Вывод: среди вас есть такие ребята, которые задают очень много вопросов – их можно назвать любопытными, но не всегда эти вопросы уместны и задаются для поиска истины. Так же есть ребята, которые задают вопросы, для того чтобы что-то узнать – эти ребята любознательные
Практикум
Задание 1
- У меня есть волшебная коробочка. В ней лежит предмет. Тот, кто задаст больше вопросов, будет обладателем предмета, который лежит в коробочке.
- Что может помочь открыть коробочку? (вопросы ключи, на ключах написаны опорные слова: свойства (форма, цвет, размер, материал), функции (применение, назначение)
- Начнем задавать вопросы.
- Первый ключ свойства – форма.
- На ваши вопросы даю только ответы «да», «нет». (Дети задают вопросы с помощью
ключевых слов, например: Это предмет круглой формы?)
Дети по признакам отгадывают, что в коробочке лежит – воздушный шарик розового цвета.
- Как узнали, что лежит в коробочке? (Задавали вопросы)
- О чем можно спросить, чтобы узнать неизвестный предмет? (О неизвестном предмете можно спрашивать, какого он цвета, формы и т. д.)
Задание 2
Вопросы о репродукции картины.
На слайде
Дети в рабочих листах составляют вопросы по картине.
Кто__________________________________ ?
Что __________________________________ ?
Где __________________________________ ?
Зачем _________________________________ ?
- Какие вопросы вы смогли задать?
- А вам интересно узнать, кто изображен на картине?
На парте текст:
Сократ – древнегреческий философ. Он не обладал особыми талантами – не писал поэм, не побеждал на Олимпийских играх. Дельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей, а он был скромен и прост. А еще Сократ умел задавать вопросы. Вопросы о главном. Однажды Сократ палкой преградил путь молодому незнакомому человеку и поинтересовался: – Куда нужно идти за мукой и за маслом? – На рынок, – бойко ответил юноша. – А за мудростью и добродетелью? Собеседник был смущен и не знал, что ответить. – Следуй за мной, я покажу! – улыбнулся Сократ.
Такой была встреча с Ксенофонтом, который стал его другом и учеником.
Задание 3
- Какие вопросы мог бы тебе задавать тот, кто изображен на картине? (Дети составляют вопросы)
- Как вы понимаете высказывание Сократа «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим»