Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю разгадать ребус: СЛАЙД Вы уже догадываетесь о чем мы с вами будем говорить? Правильно, это право. И наша первая станция это станция «Страна правовых знаний» Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово право? Какие права вам знакомы? Ребята а вы знали что еще существует права ребёнка. И во время путешествия мы с вами попробуем разобраться где в повседневной жизни мы реализуем права, обязанности и за что несём ответственность. Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли основные вопросы: что люди могут делать, а что нет? Что они обязаны делать, а что нет? На что они имеют право, а на что нет? И так появилась два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве разрешалось все: хочешь украсть - укради, хочешь убить - убей, хочешь обидеть человека - пожалуйста, все возможно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя убивать, грабить и грубить друг другу. Государства находились в постоянной враждебности друг к другу. И вот настал день решающей битвы. Битва была выиграна государством Можно. Он захватил половину штата и установил там свои правила. Что здесь началось, догадаться несложно! В городах старого государства Нельзя начали воровать, убивать друг друга незаконно, на дорогах правили воры. Постепенно государство Можно угасал. Тогда жители государства решились попросить помощи у государства Нельзя.Правители двух государств долго совещались и приняли решение по закону объединиться и создать новое государство под названием Законию. В государстве установился порядок, и все жители остались довольны и счастливы. Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы? Верно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе царит беззаконие, беспорядок и несправедливость! Ребята, а как вы думаете? Это правда, что никаких нарушений нет, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, есть основной закон, по которому мы живем. А сейчас ребята расскажут, что такое закон. (Выступают заранее подготовленные дети) Толкование слов из энциклопедии ЗАКОН – нормативный правовой акт, содержащий общеобязательные правила ведения общественной жизни, принятый государством. ПРАВОНАРУШЕНИЕ- противоправное преступное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Преступления делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные). НАРУШИТЕЛЬ – лицо, которое не выполняет, не соблюдает ничего согласованного, установленного. Мешают нормальному состоянию, развитию. Где прописаны законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». Права ребёнка записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю вас с основными правами детей. Давай проверим, много ли вы знаете? Внимание на экран (рисунки ребят на тему «Права детей»). СЛАЙД 5. Посмотрите, какие права детей изображены на этих рисунках? Давайте выберем только те рисунки которые принадлежат только правам ребёнка Молодцы! А знаете ли вы какая организация вас защищает с самого рождения? Это Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Викторина «Какие права литературных героев нарушены» 1. В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища? А)«Петушок – золотой гребешок»; Б)«Волк и семеро козлят»; В)«Колобок» 2. Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища? А)Чипполино; Б)зайчик; В)герои сказки «Теремок» 3.У какой героини нарушено право на отдых и досуг? А) Настенька из сказки «Морозко»; Б) Дюймовочка; В) Золушка 4. Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком? А) сказка «12 месяцев»; Б) «Сказка о мертвой царевне»; В) «Золушка». Молодцы, вы все верно ответили на вопросы и активно отвечали на этой станции. За активную работу вы получаете жетончики. Не теряйте, в конце урока мы их будем считать. А мы с вами продолжаем путешествие и отправляемся на станцию «Азбука дорожных знаков». СЛАЙД 12 Ребята, законы об улицах и дорогах, называемые «правилами дорожного движения», строги. Он не прощает, когда пешеход идет по улице как ему заблагорассудится, не соблюдая правил. Но в то же время он защищает людей от страшных напастей, защищает их жизнь, потому что для водителей автомобилей и пешеходов существуют четкие и строгие правила. Поэтому только знание и соблюдение правил дорожного движения позволяет правильно вести себя на улице. На этой станции нам предстоит поиграть: Игра «Назови дорожный знак» Вот стоит дорожный знак, Кажется совсем пустяк. Ты прочти его, дружок, Кому - то он уже помог! 1. Что за знак такой висит? Стоп машинам он велит: Пешеход! Идите смело По дорожкам черно - белым. СЛАЙД 13 а) Пешеходный переход б) Подземный пешеходный переход в) Пешеходная дорожка 2. Можно встретить знак такой На дороге скоростной, Где больших размеров яма, Там, где строится район, Школа, дом иль стадион. СЛАЙД 14 а) Дорожные работы б) Въезд запрещён в) Движение без остановки запрещено 3. Ходят смело млад и стар, Даже кошки и собаки: Только здесь не тротуар - Дело всё в дорожном знаке. СЛАЙД 15 а) Главная дорога б) Пешеходная дорожка в) Пешеходный переход 4. Человек, идущий в чёрном, Красной чёрточкой зачёркнут. И дорога, вроде, но Здесь ходить запрещено! СЛАЙД 16 а) Движение пешеходов запрещено б) Движение запрещено в) Движение без остановки запрещено 5. Заболел живот у Ромы, Не дойти ему до дома. В ситуации такой Нужно знак найти. Какой? СЛАЙД 17 а) Пункт первой медицинской помощи б) Место остановки автобуса в) Место остановки трамвая 3. Станция «Азбука пожарной безопасности» СЛАЙД 21 Мы продолжаем своё путешествие и следующая остановка на станции «Азбука пожарной безопасности» Игра «Доскажи словечко» Где с огнем беспечны люди, Там возникнет дым и жар, Там всегда грозить нам будет Злой, немыслимый…? (Пожар). Раз, два, три, четыре – У кого пожар в ... ? (Квартире). Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил ... ? (Утюг). Красный отблеск побежал. Кто со спичками ... ? (Играл). Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над ... ? (Газом). Столб огня чердак объял. Кто там спички ... ? (Зажигал). Побежал пожар во двор. Это кто там жег ... ? (Костер). Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег ... ? (Траву). Кто бросал в огонь при этом Незнакомые... ? (Предметы). Дым увидел - не зевай. И пожарных .... (Вызывай!) Это всем должно быть ясно, Что шутить с огнем ...? (Опасно). Помни, каждый гражданин, Пожарный номер ...? («01») Игра «01 –примите вызов» СЛАЙД 22 Задача игроков: с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию. Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные. Огонь – партнер серьезный, Небрежность не простит! И если не научитесь Огнем повелевать, то нам придется снова вам телефон сказать. Помни каждый гражданин Пожарный номер 01! |