kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине Математика "Божественная мера красоты - золотое сечение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Божественная мера красоты – золотое сечение» входит во внеурочную деятельность по дисциплине Математика и направлена на  общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося, предусматривает включение вопросов и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. 

В методической разработке представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования внеурочного мероприятия  при изучении дисциплины Математика.

Внеурочное мероприятие позволяет решать целый ряд задач, которые сложно реализовать в рамках традиционного урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине Математика "Божественная мера красоты - золотое сечение" »

Областное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский техникум общественного питания»











Божественная мера красоты – золотое сечение


Методическая разработка


внеурочного мероприятия учебной дисциплины Математика

по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания, профессии 19.01.17 Повар, кондитер





















2015

Рассмотрена на заседании ПЦК

преподавателей естественно- математического профиля

Протокол от «___» _______ 2015 г. №__

Председатель ______ О.В.Головач


Принята на заседании Методического Совета

Протокол от «___» _______ 2015 г. №__

Председатель ______ С.Н. Болотина



Разработчик:

Сулаберидзе Татьяна Александровна, преподаватель естественно-математических дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания»



Содержание

Стр.

1.

Введение

4

2.

Аналитическая часть

5

3.

Практическая часть

7

4.

Заключение

13

5.

Список используемых источников

14

6.

Приложения

15





Введение

Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: «Божественная мера красоты – золотое сечение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания, профессии 19.01.17 Повар, кондитер, рабочей программы учебной дисциплины Математика.

Тема «Божественная мера красоты – золотое сечение» входит во внеурочную деятельность по дисциплине Математика и направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося, предусматривает включение вопросов и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. 

В методической разработке представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования внеурочного мероприятия при изучении дисциплины Математика.

Внеурочное мероприятие позволяет решать целый ряд задач, которые сложно реализовать в рамках традиционного урока. Это:

  • формирование у обучающихся мыслительной деятельности, культуры умственного труда;

  • развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Особенностью таких мероприятий является занимательность предлагаемого материала, связь математики с окружающей действительностью, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Содержание методической разработки раскрывает задачи, принципы и особенности проведения внеурочного мероприятия в системе среднего профессионального образования.

Целью методической разработки является оказание помощи преподавателям в подготовке и проведении внеурочных мероприятий по математике, оптимально раскрывая междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, являющиеся средством формирования общих и профессиональных компетенций.

Данная методическая разработка была успешно апробирована в рамках декады математики и внедрена в образовательный процесс техникума.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, обучающихся и всех интересующихся современными инновационными технологиями.


Аналитическая часть

При подготовке внеурочного мероприятия, мною была изучена и применена информационно-коммуникационная технология. Это эффективный метод познания и восприятия информации, который способствует возникновению и развитию позитивного отношения обучающихся к изучаемому предмету, расширению их кругозора, интереса к изучению математики.

Информационно-коммуникативные технологии представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления которых является компьютер.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности предполагает использование новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся:

  • электронные учебники и мультимедиа;

  • электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети;

  • информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п.

Преимущества использования информационных и коммуникационных технологий заключается в:

  • повышении эффективности и качества внеурочной деятельности;

  • активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций;

  • углублении межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной;

  • усилении практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

  • закреплении знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

  • формировании устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально - творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

  • повышении воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • осуществлении индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися;

  • развитии способности свободного культурного общения обучающихся с помощью современных коммуникационных средств.

В средствах ИКТ для информатизации внеурочной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеурочной деятельности обучающихся, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.





Практическая часть

Учебная исциплина – Математика

Тема мероприятия: Божественная мера красоты – золотое сечение

Цель внеурочного мероприятия: пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к дисциплине

Тип внеурочного мероприятия:

Форма внеурочного мероприятия:

Обучающий компонент:

пробуждение устойчивого интереса к дисциплине и активизации познавательной деятельности обучающихся; повышения интереса к дополнительным знаниям по математике;

Развивающий компонент:

развитие любознательности учащихся, познавательного интереса;

развитие памяти;

развитие способности обобщать;

Воспитательный компонент:

понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач;

работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;

формирование научно-материалистического мировоззрения через подтверждения принципа познаваемости мира, его явления, взаимосвязи живой и неживой природы


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология

Формы работы: демонстрация, рассказ, работа с наглядным материалом

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: математика, информатика, физика, биология

Ресурсное обеспечение внеурочниго мероприятия:

  • Оборудование: мультимедийная установка, компьютер;

  • Методическое обеспечение: презентация, видеоролики

Прогнозируемый результат:

По итогам внеурочного мероприятия обучающиеся должны иметь представление об идеальных соотношениях в математике, о золотом сечении и их применение в повседневной жизни человека


Ход внеурочного мероприятия:


Звучит музыка о красоте и гармонии (детский хор)


Ведущий 1

Источником красоты, без сомнения, есть гармония. Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным.


Ведущий 2

Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью! Ибо, в конечном итоге, художник ищет истину в красоте, а ученый красоту в истине.

(Видеоролик Фракталы)

Ведущий1

По словам Аврелия Августина «Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте – ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме пропорций, в пропорциях – ничто, кроме числа».


Ведущий 2.

В математике есть замечательные числа. Тебе известны такие?


Ведущий 1.

Задумался. Надо подумать


Ведущий 2.

Хорошо, я подскажу.


Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Надо только постараться

И запомнить все как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девять, два, шесть, пять, три, пять.

Чтоб наукой заниматься,

Это каждый должен знать.




Ведущий 1.

Да это же число  (пи)! Я знаю про это число много интересного. Например, что  - это отношение длины окружности к диаметру и во для всех окружностей оно одинаково – примерно 3,14.


Ведущий 2.

По легенде, число π открыли вавилонские маги. Его использовали при расчетах строительства Вавилонской башни. Однако недостаточно точное исчисление значения π привело к краху всего проекта. Расшифрованные клинописные таблицы говорят о том, что в IV тысячелетии до нашей эры древние жители Междуречья в своих расчётах применяли отношение длины окружности к её диаметру равное 3.


Ведущий 1.

А знаете ли вы, что День числа Пи отмечается любителями математики 14 марта в 1:59:26. Примечательно, что этот день – день рождения великого физика Альберта Эйнштейна


Ведущий 2.

Человечество никогда не сможет с точностью высчитать площадь или окружность фигуры круг, так как не знает полное и точное значение числа Пи.


Ведущий 1.

Интересно, что известная пирамида Хеопса является воплощением числа Пи, так как соотношение ее высота с периметром основания дает число Пи


Ведущий 2.

Германский король Фридрих Второй был настолько очарован этим числом, что посвятил ему… целый дворец Кастель дель Монте, в пропорциях которого можно вычислить Пи. Сейчас волшебный дворец находится под охраной ЮНЕСКО.


Ведущий 1.

Украинец Андрей Слюсарчук в 2006 году установил новый мировой рекорд по запоминанию числа пи. Он смог запомнить 20 млн.знаков после запятой, которые были напечатаны в 20 томах. Поскольку устное перечисление 30 миллионов цифр π со скоростью одна цифра в секунду заняло бы почти год (347 дней) при непрерывном перечислении 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, то был применён следующий подход для проверки рекорда: во время демонстраций Слюсарчука просят назвать произвольно выбранные проверяющими последовательности цифр числа Пи, расположенные на произвольно выбранных местах произвольных страниц 20-томной распечатки, группированной в упорядоченные таблицы. Он многократно успешно проходит этот тест. Свидетелями демонстраций были уважаемые учёные, доктора и кандидаты наук, заведующие кафедрами институтов и университетов.


Ведущий 2.

Многие пытаются нарисовать это число.


Ведущий 1.

Я слышал, есть даже музыка числа . Давайте ее послушаем


(видео музыка )

Ведущий 1.

И в древности, наблюдая за окружающей природой и создавая произведения искусства, люди искали закономерности, которые позволяли бы определить прекрасное, т.е. пытались вывести формулу красоты. Ряд “формул красоты” известен. Это правильные геометрические формы: квадрат, круг, равносторонний треугольник и т. д. Эстетическое наслаждение, получаемое человеком при наблюдении совершенных форм, объясняется “божественным отношением” или “золотым сечением”.


Ведущий 2

Да, я знаю, что в геометрии золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.


Ведущий 1

По словам Иоганна Кеплера, «Геометрия владеет двумя сокровищами – Теоремой Пифагора и золотым сечением. Теорему Пифагора можно сравнить с мерой золота, а золотое сечение с драгоценным камнем».


Ведущий 2

Даниил, а расскажи мне теорему Пифагора?

(рассказывает: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)

Теорему Пифагора знает каждый ученик, а вот о золотом сечении, наверное, слышали не многие.


Ведущий 2.

Есть еще одно замечательное число – фи, которое обозначает золотое сечение. Число Фи признано самым красивым во вселенной... Несмотря на мистическое происхождение, число Фи сыграло уникальную роль в построении мира.




Ведущий 1.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.


Ведущий 2.

С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами.


(видео история Фибоначчи)

Ведущий 1.

В 1202 г вышел в свет математический труд Фибоначчи «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:

Месяцы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 … и т.д.
Пары кроликов 0 1 1 2 3 5 8 13 21 34 55 89 144 … и т.д.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, … и т.д.


Ведущий 2.

Набор этих чисел известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих


Ведущий 1.

Вездесущность Фи в природе указывает на связь всех живых существ. В том числе и человека. Давайте узнаем об этом интересном факте больше.


Видео Тело человека и золотое сечение

Ведущий 2.

Соблюдение определенных отношений в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных отношений между размерами отдельных частей растений, скульптуры, здания “Золотое сечение” являлось критерием гармонии и красоты во времена Пифагора и в эпоху возрождения.


Ведущий 1.

Да! Математику нам нужно знать!

Ведь без неё мы кто? Природы дети!

А с ней творцы, создатели чудес!

Она в познаньи, будто солнце светит,

А без неё познанье – тяжкий крест!

Так пусть мир чисел, формул, теорем,

Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,

Нам другом будет, без исключения всем!

Чтоб всё в природе стало ясным и понятным!



Ведущий 2.

Мы надеемся, что смогли рассказать вам сегодня много интересного и полезного. Вы теперь можете поискать спираль Фибоначчи в окружающей вас природе. Вдруг именно вам удастся разгадать «секрет жизни, Вселенной».


Ведущий 1.

А закончить мероприятие хочется словами Галилео Галилея: “Книга природы написана языком математики”.


Видео золотое сечение



Заключение


Преимущества проведения внеурочных мероприятий по изучаемой дисциплине заключается в повышении интереса к дисциплине, способствует самоообразованию и самосовершенствованию обучающихся, проявлению активности как при подготовке, так и при проведении мероприятий.

В процессе проведения мероприятия были полностью реализованы поставленные цели, применены разнообразные формы: интересные факты научного мира, просмотр различных видеофрагментов, чтение стихотворений, отгадывание математических загадок. В подготовке к данному мероприятию на разных этапах были вовлечены не только обучающиеся группы, хорошо знающие дисциплину, но и те, кто только пытается в ней разобраться.

Результатом проведения данного мероприятия стало повышение познавательного интереса обучающихся к дисциплине Математика, который побуждает их к ее изучению.

Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении внеурочных мероприятий по математике, информатике, физике, биологии.





Список используемых источников:

  1. http://sashatelishev.narod.ru/sechenie.htm

  2. http://math-prosto.ru/?page=pages/pogovorim/gold_section.php

  3. http://www.youtube.com/watch?v=1HxiQ3Ou9qw

  4. http://www.youtube.com/watch?v=mb1blLZ0yP4

  5. http://www.youtube.com/watch?v=WukBrAi5rcc

  6. http://www.youtube.com/watch?v=7QfoM8Y256w

  7. http://anikinalb.narod.ru/index/0-17

  8. http://nadeljaew.narod.ru/solotoe_wsezenie.html






Рецензия

на методическую разработку внеурочного мероприятия «Божественная мера красоты – золотое сечение» по дисциплине Математика, разработанная Сулаберидзе Татьяной Александровной, преподавателем естественно-научных дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания»

Данное внеурочное мероприятие по дисциплине Математика для специальностей специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 19.02.10 Технология продукции общественного питания и профессии 19.01.17 Повар, кондитер соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям, рабочей программе дисциплины Математика.

Методическая разработка «Божественная мера красоты – золотое сечение»» составлена и применялась как внеурочное мероприятие по дисциплине Математика на предметной декаде в процессе осуществления образовательной деятельности изучения дисциплины.

Проведение данного мероприятия направлено на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося, предусматривает включение вопросов и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. 

Тема и цель мероприятия обозначены.

Из представленных материалов виден высокий профессионализм преподавателя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения. Мероприятие насыщено необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим материалом. Все это позволяет повысить интерес к изучению дисциплины, способствует самообразованию заинтересовавшихся темой обучающихся.

Мероприятие является инновационным, интересным, познавательным и рекомендовано к использованию как внеурочное при проведении декады по естественно-научным дисциплинам.


Рецензент:




19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сулаберидзе Татьяна Александровна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине Математика "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieurochnogho-mieropriiatiia-po-distsiplinie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "218314"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433758934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства