Звучит песня «Дорога добра» (дети исполняют песню с движениями)
Ученик 1
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно
Очень важно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 2
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!/все
Учитель:
1. - Ребята,судя по песне и стихотворению вы, конечно, догадались, что речь сегодня на нашем мероприятии пойдет о доброте.
- А как вы понимаете слово «доброта». Прием «Микрофон» (ответы детей. Слайд 1).
2. – Сейчас мы обратимся к словарю Ожегова и узнаем определение слов «добро», «доброта» (дети зачитывают определения. Слайд 2) 3. Игра « Солнышко». Прием «Ассоциативный куст». Учитель предлагает детям подобрать к солнышку такие лучики, которые ассоциируются у них со словом доброта.
- Согласитесь со мной, что если бы однажды мы вышли на улицу и увидели злое, сердитое солнце. Нам стало бы не по себе, неприятно видеть хмурое солнце, это противоестественно даже. Ведь солнце – это свет, тепло, а значит и доброта. Пусть наше солнышко называется ДОБРОТА. Подберем к солнцу лучики, на которых написаны слова, подходящие к слову доброта.
4. Учитель. - Доброта –это качество, которое присуще именно людям. Только человек может любить, сострадать, проявлять милосердие. О доброте говорили во все времена, со времен сотворения мира, со времен появления взаимоотношений между людьми. О доброте говорили сто, двести, тысячу лет назад и это актуально и сейчас. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Вы ответите на этот вопрос, прослушав это стихотворение.
«С тех пор, как завертелась вдруг вселенная, Добро и зло воюют день и ночь. С тех пор у нас забота неизменная, Ну как добру, ну чем добру помочь? У зла, мы знаем, кулаки пудовые И нервы, как стальной канат, крепки. А злые все, как правило, бедовые, А добрые, как правило, робки.
А зло, оно проклятое, живучее, Завистливый, коварный, подлый враг. Всё метит в спину светлому, да лучшему, Толкает нас в невежество и мрак. Да грязной лапой в душах наших роется, Надежды наши добрые крадёт. А без добра планета остановится, А без добра и солнце не взойдёт!
-Ребята, у вас было задание, подготовить высказывание великих людей о доброте. Сейчас мы прочитаем эти высказывания и попытаемся объяснить их смысл (дети выходят со своим высказывание к доске, зачитывают его и вывешивают на доску).
"Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает", – американский писатель, мыслитель Генри Дейвид Торо.
"Великие люди способны на великую доброту", – испанский писатель Мигель де Сервантес.
"Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой", – американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен.
"Доброта – качество, излишек которого не вредит", – американский классик Джон Голсуорси.
"Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле", – русский писатель Лев Толстой.
5. Игра «Собери пословицы».
Учитель
-Мы прочитали высказывания, которые были написаны двести, триста лет назад писателями, философами т.е. образованными людьми. Но тему добра мы прослеживаем задолго до появления письменности в народных сказках, пословицах, поговорках. Внароде всегда относились к доброте по-особому. Пословиц о доброте у русского народа великое множество.
- Народная мудрость – это неиссякаемый источник, из которого мы черпаем знания, жизненный опыт. Мы воспитываем детей на народных произведениях. Как простой, но мудрый народ говорил о доброте? Обратимся к народным пословицам.
- Я зачитываю начало пословицы, а вы конец.
На добрый привет… (добрый ответ).
Жизнь дана на… (добрые дела).
Учись доброму… (дурное на ум не придет).
Без добрых дел… (нет доброго имени).
Худо тому, … (кто добра не делает никому).
Добрые дела… (красят человека).
Путем зла… (не доходят до добра).
- Какие пословицы понравились вам больше всего?
Учитель.
- Ребята, а еще раньше о человеческой доброте написано в самой мудрой старейшей книге Библии. Давайте прочтем некоторые из них.
- «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
- «Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему».
- «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
- «Будьте все сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».
Учитель
- Вывод: Человек рожден для того, чтобы посвятить свою жизнь добродеяниям.
6. Игра «Оцени поступки детей».
Учитель.
- Ребята, так много слов мы сегодня говорили о доброте. Но достаточно ли только слов? Давайте мы сейчас послушаем разговор ваших сверстников и постараемся оценить их поведение.
Сценка «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Сочувствую, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Учитель.
-Что вы можете сказать о поведении товарищей Вити?
Сценка «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Марусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Маруся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка… Маруся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Маруся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
Учитель
- Какой вывод мы можем сделать? Грош цена красивым словам, если они не подтверждаются добрыми поступками.
Учитель
- Давайте посмотрим слайды «Что значит быть добрым» (слайды 8-10)
- А какие добрые дела делали вы? (рассказы детей).
Учитель
- Сегодня в предверии большого православного праздника дня Святого Николая мы не можем ни вспомнить о жизни этого святого. Его жизнь – это олицетворение добра, милосердия, сострадания и бескорыстной помощи бедным, больным и обездоленным. - Сейчас мы вспомним о его жизни. Викторина «Кто такой Святой Николай».
1. В какие дни празднуется День Святого Николая (19 декабря, 22 мая)
2. Где родился и жил Святой Николай» (в городе Патары, Турция, потом жил в городе Миры).
3. Как называют святого Николая? (Чудотворец, Угодник, Мирликийский).
4. Существовал ли на самом деле Николай Чудотворец. (Да)
5. Чем прославился Святитель Николай в своей жизни. (Помогал бедным, обездоленным, делал хорошие поступки)
6. Как закончилась жизнь Чудотворца? (Он стал бедняком)
7. Что дарит Святой Николай послушным детям? (сладости)
6. Куда Николай Чудотворец складывает сюрпризы для хороших детей? (Под подушку, в башмачок)
7. Что «дарит» Святой Николай детям, которые в течение года не слушались родителей? (Розги и камни вместо подарка)
8. Где сейчас «живет» Святой Николай? (На небе)
Учитель
- Давайте мы сегодня помолимся Святому Николаю и попросим у него мира на земле, хлеба на столе, здоровья и, конечно же, чтобы наши сердца с вами не очерствели от злости, зависти, жадности, а горели любовью к людям, живущихс вами рядом.
(Танец Ангелов, чтение молитв и исполнение песни «Святой Николай).
Учитель
- На нашем празднике присутствует настоятель Владимирского храма - отец Георгий. Предоставляем ему слово.
(Выступление отца Георгия)
Учитель - А сейчас я предлагаю вам составить ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Я зачитываю начало предложений, а вы концовку с противоположным значением.
Попробуй:
- не наступить, а (уступить), - не захватить, а (отдать),
- не кулак показать, а (протянуть ладонь),
- не спрятать, а (поделиться),
- не кричать, а (выслушать),
- не разорвать, а (склеить).
- У меня в руках вот эти сердца (шары-сердечки). Кто из вас, после окончания нашего мероприятия, решил для себя, продолжать жить дальше, совершая, пусть самые маленькие, но добрые дела (помогать родителям, заботиться о младших братиках или сестричках, поделиться с одноклассником конфеткой, помочь кому-то в учении, проведать больного, уступить место старому человеку и многое другое) подойдите ко мне и возьмите себе сердечко.
Игра «Я – ДОБРО»
- Попробуйте побыть в роли ДОБРА. Пусть каждый произнесет свою речь, начиная со слов «Я – ДОБРО, я хочу, чтобы…
Финал
Ученик 1
Я хочу, чтоб все смеялись, Чтоб мечты всегда сбывались, Чтобы детям снились радостные сны. Чтобы утро добрым было, Чтобы мама не грустила, Чтобы в мире больше не было войны.
Ученик 2
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер».
Ученик 3 И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека…
Ученик 4
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Ученик 5
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ученик 6
Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
Ученик 7
Доброта живет в миру. Даже в злые лихолетья Проявляйте доброту — Будет легче жить на свете!
Ученик 8
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом.
Учитель
Как бы жизнь ни летела — Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Делай доброе дело- Тем живём на земле(все)