I.Организационный момент. Целеполагание. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на занятие. - Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем занятии, которое посвящено одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. - Тему занятия, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете песню. (Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь») - О чём эта песня? - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? - Кто может назвать тему нашего занятия? | Приготовление к занятию. Приветствие учителя. Слушают песню. Отвечают на вопросы. | Личностные: побуждение познавательного интереса к теме занятия. Познавательные: умение самосто-ятельно определять тему и цели работы Регулятивные: самоорганизация |
II. Актуализация знаний. Мозговой штурм. | - Как вы думаете, что такое «дружба»? - Где можно найти ответ на этот вопрос? | Отвечают на вопрос. Работают со словарём С.И. Ожегова, дают ответ. Дружба-это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. | Личностные: смыслообразование – мотивация учебной деятельности, интерес к новому. Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы |
III Получение новых знаний. Историческая справка. Ассоциации. Работа в группах. (Составление пословиц) (приложение 1) | Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь. Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь… - А что вы представляете себе, когда слышите слово «дружба», «друг»? (Составляем «ромашку») - Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». - Давайте составим пословицы из частей. - Давайте проверим и объясним каждую пословицу. | Друг это- одноклассник, мама, сверстник, книга, любимая мягкая игрушка, учитель. Составляют пословицы. Читают пословицы и объясняют их значение. | Личностные: смыслообразование – мотивация учебной деятельности, интерес к новому. Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связи. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение и позицию. |
4. Обсуждение проблемных ситуаций | - Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам. Ситуация первая. К доске выходят 2 мальчика. На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила. Сергей. -Ой, чернила закончились! Антон. -А у меня запасная ручка есть! Сергей. -Будь другом, дай, а то мне учительница пару влепит! Антон. -А что ты мне за это дашь? Сергей. -Ну, денег дам, сколько ручка стоит? Антон. -Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится? Сергей. -Да ладно, давай уж! -Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? - Какой вывод можно сделать?
А теперь рассмотрим вторую ситуацию. Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока. К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери. Вова. Гришка, мячик принес? Гриша. Конечно! Вова. Давай пас! Гриша. Лови! Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик. Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно. Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло? Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем! Классный руководитель. Ты бросил мяч? Гриша. Ну, я. Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.) Вова. Ну, что в футбол играть будем? Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место. Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы? - Какой вывод сделаем? Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе. (Дети инсценируют рассказ) Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки. - Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые… Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже… - Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я! – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? - Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. -Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья! - А какими качествами должны обладать ваши друзья? | Смотрят сценки и делают выводы после каждой. -Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным. -Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к учебному материалу, представления о ценности и уникальности человеческого общения. |
IV Физминутка | На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям физкульт-привет! | | Личностные: представления о ценности и уникальности природного мира, здоровьесберегающем поведении. |
IV. Деловая игра «Учимся сотрудничать»
| Отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества. Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в группы для создания картины. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи. Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске. Итак, разбиваемся на группы по 2 человека. Я прошу вытащить вас из коробки по кружочку. Те дети, у кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду. Каждой команде надо собрать аппликацию. Готовы? Начали…
Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать? | Учащиеся в парах собирают аппликацию. Называют героя, который у них получился и называют его друга. (Крокодил Гена-Чебурашка, Винни-Пух – Пятачок, Карлсон-Малыш, Лунтик- Кузя) | Личностные: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности. Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: умение учитывать правило в проведении игры. Коммуникативные: умение контро-лировать действия партнёра, ис-пользовать речь для регуляции своего действия. |
VI Определение "Законов дружбы” | Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. -Назовите эти законы. - Давайте обобщим ваши высказывания. (На доске появляются законы дружбы) Вот некоторые из них. 1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 3. Радуйтесь вместе с друзьями. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух. | Перечисляют законы дружбы. | Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Познавательные: обобщать и анализировать полученные знания. Регулятивные: взаимодействовать со взрослыми. Коммуникативные: слушать собеседника. |
Рефлексия | Вы согласны с этими законами? (ответы детей) - Принимаем? (Да.) – Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями. На партах у вас, ребята, лежат круги и фломастеры. Надо нарисовать своё отношение к уроку, к друзьям, к школе, к классу, что вы испытываете, придя в школу (учащиеся рисуют губки у смайлика: удивление, радость, грусть, печаль). (Все смайлики прикрепляются к доске). | Дети отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание. Регулятивные: способность к самооценке. |