Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Берегите глаза"»
Внеклассное мероприятие на тему: «Берегите глаза»
Тема: Акция раздвигая темноту.Берегите глаза!
Цель: формировать мировоззрение о том , что каждый сам должен заботиться о своём здоровье.
Задачи: Учить извлекать нужную информацию из текста.
Познакомить со строением глаза – органом зрения.
Показать, что для глаз хорошо, а что плохо.
Выяснить, почему важно заботиться о глазах.
Разучить комплекс упражнений для глаз.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Сегодня мы проведём урок здоровья. Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.
Сейчас я попрошу вас заучить слова, которые должны стать девизом в вашей жизни:
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
2. Определение темы и цели занятия:
-А о чём мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете ребус:
-Правильно, сейчас мы с вами поговорим о глазах. Что такое глаза?
- А что ещё можно узнать о глазах?
Правильно, узнаем их строение, узнаем, что для глаз хорошо, ну и, конечно, узнаем как нужно заботиться о глазах.
1. Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября.
Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена в календаре для привлечения глобального внимания к проблемам слепоты, нарушения зрения и реабилитации людей с нарушением зрения.
В рамках Всемирного дня зрения проводятся просветительские и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение болезней глаз. В это время офтальмологи дают возможность всем желающим пройти обследование. Ведь регулярная проверка зрения у специалиста помогает выявлять возможные проблемы на самых ранних стадиях, а, следовательно – принять своевременные меры профилактики и избежать больших проблем.
3.Актуализация знаний.
О тгадайте, о ком мы с вами сегодня поговорим:
Кто там в куст густой залез ? Свой считает домом лес. Двор - зелёная лужайка . Это длинноухий ...(зайка).
В ысоко в горах живёт, Клюв крючком,широк полёт, Когти остры,а взгляд зол ! Берегись!Летит ...(орёл).
К люв крючком,глаза большие, Кругом ходит голова, Сокращает род мышиный Тихо серая ...(сова)
- А кто-нибудь догадался, почему они сегодня с нами?
-Оказывается у этих животных очень необыкновенные глаза. Хорошо известно, что у орла самое острое зрение. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.
Сова лучше всех видит ночью. Она легко отыщет мышь в темноте.
А вот у зайца глаза располагаются по бокам головы. Он хорошо видит по сторонам, а вот то, что впереди - плохо, поэтому часто на бегу ударяется о куст или дерево. За это зайца прозвали косым. И ещё, заяц лучше видит ночью.
Человек не такой зоркий, как орёл и в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главным помощником человека.
2. Специальную азбуку для слепых придумал Луи Брайль.
Луи Брайль родился 4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре. В возрасте трёх лет он поранил глаз шорным ножом, что привело к полной слепоте. В 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых.
Здесь обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Методика преподавания была ориентирована в основном на восприятие информации на слух. Поэтому ещё во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобна для восприятия посредством осязания, позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические формулы, ноты. Он работал над ней несколько лет. В 1837 г. новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь. Брайль создал и специальный прибор для письма, который с небольшими изменениями дошёл до нашего времени. Луи Брайль умер 6 января 1852 г. Он похоронен в родном Кувре. В домике, где он родился и провёл детские годы, открыт музей, а улица названа его именем.
В России первая книга по системе Брайля была издана в 1885 году.
3. Что означают жёлтые круги на дверях магазинов, кафе, торговых точках?
Это предупредительные знаки для слабовидящих людей. Их развешивают на дверях остеклённых магазинов и кафе, где плохо видящий человек не сразу разберёт, где – дверь, а где – окна.
Появляются также жёлтые полосы на первой и последней лестнице пешеходных переходов. Покрываются жёлтой краской и бордюры. Жёлтый цвет один из самых ярких. Он всегда бросается в глаза, вне зависимости от освещения. Жёлтые круги видны и при солнце, и в дождь даже людям с очень плохим зрением.
4. Комфортные условия слепым на улицах создаёт светофор с дублированием сигнала звуком.
Данный светофор относится к локальным предупредительно-оповестительным информационным системам для пешеходов при переходе проезжей части дороги.
Звуковые сигналы перехода и ориентации и осязательные сигналы перехода применяют с учётом положений ГОСТа «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей» (2001).
В Европе подобные стандарты действуют уже много лет. В Швеции, к примеру, нет ни одного светофора без звукового информатора. На Западе такие устройства включаются кнопкой вызова, которая устанавливается на уровне примерно полутора метров от дорожного полотна. Когда к переходу подходят незрячие или дети, они нажимают эту кнопку, и для автотранспорта загорается красный свет, а для пешеходов – зелёный, сопровождаемый звуковым сигналом.
В мире применяются разные звуковые сигналы на светофорах. Например, в Шотландии, Гонконге, Сингапуре и некоторых частях Канады это краткое голосовое сообщение. В Европе, например, вместо пронзительного писка давно используют естественные звуки – цокот копыт или пение птиц, а в Японии играют различные электронные мелодии, часто спокойные народные песни.
5.Слепые НЕ ориентируются в пространстве при помощи зрения.
Слепые ориентируются в пространстве при помощи слуха, поводырей, собак-поводырей, специальных приспособлений.
У незрячего человека отлично развиты другие органы чувств. Обостряются слух и осязание. Уши и руки фактически становятся глазами незрячего. Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяжённости, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.
Слух в пространственной ориентировке слепых играет исключительно важную роль. В процессе ориентировки на улице они определяют направление и скорость движения транспорта, судят о величине и заполненности пространства, определяют качество дорожного покрытия, наличие уступов и иных неровностей и т.д.
Часто в процессе ориентировки слепые используют отражённый звук. Воспринимая издаваемые ими при передвижении звуки, слепые довольно точно определяют направление и степень удалённости предмета, экранирующего звук. Например, для того чтобы определить, нет ли на пути препятствия, слепые хлопают в ладоши, щёлкают пальцами, постукивают тростью. Подобные звуки, отражаясь от стен домов, крупных предметов, возвращаются к своему источнику в несколько изменённом виде и позволяют судить о величине помещения, наличии мягкой мебели, определять местонахождение дверного проёма или арки в стене дома и т. п.
Обоняние в ориентировочной практике слепых используется часто. При осложнении слепоты глухотой его роль значительно увеличивается, так как обоняние становится единственным видом дистантной чувствительности. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.
Слепым могут помогать ориентироваться в пространстве поводыри. Поводырь – человек, животное или специальное устройство (например, «Электросонар»), функцией которого является оказание помощи незрячему во время передвижения.
Собака-поводырь – специально обученное животное, которое может помогать слепым и слабовидящим людям передвигаться вне помещений и избегать препятствий.
Закройте глаза. А теперь скажите, что вы увидели закрытыми глазами? Что мы видим открытыми глазами?
Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту. (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые).
- Каким бывает цвет глаз?
- Какие по размеру бывают глаза?
- Как глаза расположены? (на одинаковом расстоянии от переносицы).
2) У каждой группы на столах лежит карточка с одним из этих слов и статья с объяснением этих слов. Ваша задача прочитать статью и выбрать материал о своём понятии.
3)Проверка работы групп.
- Посмотрите, это глаз в увеличенном виде.
1 группа: Наш глаз похож на яблоко. Он надёжно спрятан в глубокую норку – глазницу.
- Рассмотрим, что же можно обнаружить в глазу.
2 группа: Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.
4 группа: В центре мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Свет проходит через зрачок и хрусталик и собирается на сетчатке глаза, которая нужна для того, чтобы различать цвета. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
4)Рассмотрите рисунок который у вас есть на столах, прочитайте слова и попробуйте распределить их вместо вопросов.
Ресницы
Брови
Веки
- Скажите, а для чего нужны глазам брови, веки и ресницы?
-Ткани глаза хорошо защищены.
-Брови, веки, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. А ещё важную роль играют слёзы. Они смывают с поверхности глаза всякие мелкие пылинки и соринки.
Но если мы не будем сами заботиться о своих глазах им ни брови, ни веки, ни ресницы, ни слёзы не помогут.
5.Игра.
Сейчас мы поиграем в игру «полезно – вредно». Я буду называть совет, а вы определять, полезен он для глаз или вреден. Если полезен – хлопаем, если вреден – топаем.
- Читать лёжа.
- Промывать по утрам глаза.
- Смотреть на яркий свет.
- Тереть глаза грязными руками.
- Оберегать глаза от ударов.
- Читать при хорошем освещении.
- Смотреть близко телевизор.
- Если глаза устали, смени занятие и сделай упражнения для отдыха глаз.
-Молодцы. Вот сейчас пришло время разучить несколько упражнений для отдыха глаз.
6.Практическая работа.
1). Крепко зажмурьте глаза, откройте. (5-6 раз)
2). Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3)Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев (указательным и большим) 1 минуту.
4). «Часики».
5). «Рисование носом».
7.Логическое упражнение. «Найди лишнее». Работа в группах.
- У вас на столах предметы. Внимательно посмотрите, определите какой лишний и скажите, что объединяет остальные. (Карандаш, ручка, ножницы, игла, пуговица, спица, палка).
Правильно, вы убрали пуговицу, а остальные предметы опасны для глаз, поэтому, когда вы ими пользуетесь, будьте очень осторожны.
8. Итог.
-А сейчас давайте подведём итог нашему занятию.
- О каком органе чувств мы сегодня говорили? Почему нужно беречь глаза?
Когда хотят, чтоб вещь служила нам без срока
Недаром люди говорят: «Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться
Запомни ты строки:
1. Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!
2. Глаза не три, не засоряй и книгу лёжа не читай!
3. На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!
4. Телевизор в доме есть, упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану!
5. И смотри не всё подряд, а передачи для ребят, что приносят пользу!
6. Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
7. И над партой каждый раз не сгибайся как от ветра,
От стола до наших глаз ровно 40сантиметров!
8. Глаз в темноте не напрягай, их здоровья не лишай!
-Наше занятие подошло к концу.
-Что нового узнали на этом занятии? Что удивило?
-Если вы для себя узнали что-то полезное на этом занятии, дорисуйте солнышкам глазки и поместите их над животными, у которых необычное зрение.