Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»
Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны. Никто не забыт и ничто не забыто"
Цель: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера; Задачи: Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. Материалы: видеопроектор; мультимедийная презентация «Дети войны».
Ход занятия:
Учитель: Тебе сейчас 7,8 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня Великой Победы от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.
Видеоклип «Начало войны».
Учитель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая Великая Отечественная Война. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Тема нашего разговора: Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
Вдумайтесь в эти цифры: Каждый день теряли 9168 детей, Каждый час – 382 ребенка, Каждую минуту – 6 детей, Каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
С первого дня войны отцы уходили защищать страну, а дети и мамы оставались дома.
Чем занимались дети?
Ребята все учились. Было стыдно плохо учиться, когда отцы защищали Родину на фронте.
Вот так вспоминает о своём детстве Валентина Матвеевна Ордина, которая проживает сейчас в посёлке Югский. «Мать нас обувала в лапти с сеном и паклей, чтобы было теплее. В холода и вьюги домой мы не ходили, спали прямо в классе на своей одежде. Бумаги не было – писали на церковных книгах, чернила делали из сажи и красной свёклы. Зимой уроки делали с лучиной.
Только чаще всего учиться детям было некогда: заканчивали кто 3 класса, кто только 4, а кто и только 1 класс. Почему? Кто оставался в селах и деревнях? Дети, старики и женщины. Надо было обрабатывать огромные поля, выращивать хлеб, поэтому на работу выходили все, кто может.
И вот дети 8,9, лет и старше работали наравне со взрослыми боронили на лошадях, вязали снопы. Все тяжёлые летние работы выполняли ночью, так как днём было жарко и лошади не слушались.
Было одно желание выспаться. Но никто не жаловался, не ныл, потому что понимали: взрослым ещё тяжелее.
Я вас сегодня хочу познакомить с прабабушкой Сергея Рябева – Ниной Тимофеевной.
Рассказывает правнук.
Когда началась война ей исполнилось 10 лет. Закончила она только 3 класса, нужно было работать, помогать близким. Работала в колхозе, пахала землю на быке, возила сено. За эту работу давали хлеб – это было самое любимое лакомство. Играть было совсем некогда. Днём работа в колхозе, а вечером помогала маме. Самое страшное – это голод, когда есть было совсем нечего. Самое заветное желание – чтобы поскорее кончилась война.
Рассказывает внук. «В военные годы ели клеверные головки, картошку, а хлеб был роскошью. Лидия Ивановна закончила только 1 класс, потому что вынуждена уйти работать в няньки, а также помогать матери по хозяйству. Самое заветное желание – чтобы отец вернулся с войны.
Рассказывает правнучка: Филина Галина Александровна больше всего запомнила, как отца провожали на фронт: было столько слёз. Мечтали только об одном, чтобы он вернулся с войны. Всю жизнью она проработала в колхозе дояркой.
Прабабушке Саши Квашнина Анне Мироновне исполнилось 17 лет, когда началась война.
Рассказывает правнук: Жила она в Украине, поэтому все ужасы войны- голод, смерть, страх , она испытала на себе. Молодых и здоровых девушек фашисты отправляли на работу в Германию. Такая участь ждала девушку Аню, но сосед предупредил отца Ани, и отец спрятал свою дочь. Три дня пряталась Анна Мироновна в камышах, стоя по пояс в воде от фашистов, а ночью, тайком приходил отец и приносит Ане поесть. Так прабабушка избежала участи быть угнанной в Германию. После освобождения стало жить спокойнее. Прабабушка сумела закончить институт и её направили работать в Вологодскую область, а потом в Кич-Городок. Самое заветное желание было: быстрее закончилась война, и чтобы на столе каждый день был хлеб.
Что ели, чем питались?
Пироги стряпали с клевером, пекли лепёшки с липовым листом, который сушили и толкли в ступе.
О чём мечтали дети?
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
Ученик: А мы не будем памяти перечить, И часто вспоминаем дни, когда Упала им на слабенькие плечи Огромная, недетская беда,
Ученик: Была земля жестокой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У них и детства не было отдельно, А были вместе детство и война.
Ученик: В годы войны было горя много, И никто никогда не сочтет, Сколько раз на своих дорогах Оставляла война сирот.
Ученик: В эти годы порой казалось, Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен.
Ученик: Был серебряным смех девчонок. Но его заглушила война. А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена? Дети войны..Как же выжили вы? Дети войны..Устоять как смогли?
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Леня Голиков!
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Зина Портнова!
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в задания вместе с партизанами, распространяла листовки, уничтожила не один десяток фашистов. Но была схвачена фашистами. Пыталась сбежать, но это ей не удалось. Фашисты издевались над девочкой, пытали её, но она мужественно держалась и ничего не рассказала о партизанах. Была расстреляна фашистами.
Марат Казей!
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Подрывал эшелоны. Но в одном из боёв марат был ранен. Он, раненый, поднял своих товарищей в атаку. Они смогли выйти из окружения.
За это Марат получил медаль "За отвагу".
А через год Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в овраге. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда патроны кончились, взял в руку гранату. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Валя Котик.
Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал немецкий офицер. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя немецкую связь в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.
1: По рассказам и книжкам я знаю войну, Что сиротами сделала многих детей. Что заставила плакать седых матерей. По рассказам и книжкам я знаю войну.
2: По рассказам и книжкам я вижу войну. Вижу стены, разорванный бомбами дом. Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом. По рассказам и книжкам я вижу войну.
3: По рассказам и книжкам я слышу войну Слышу грохот орудий и раненых крик. Слышу вздох партизан, затихших на миг. По рассказам и книжкам я слышу войну.
4: Я не знаю войны, да зачем она мне? Я хочу мирно жить, гимны петь красоте. Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде Знали б лишь о прошедшей войне.
И вот 9 мая 1945 наступил самый долгожданный день – День Победы. Это было 70 лет тому назад, но об этом мы должны помнить всегда.
Исполнение песни и всё о той весне.
Сейчас люди живут спокойно, учатся, работают, наслаждаются счастьем, которое дала им победа. В других странах до сих пор удивляются, почему мы с таким уважением относимся ко всему, что связывает нас с войной. Да, мы дорожим Победой и не хотим, чтобы кто-то когда – нибудь развязал войну. И это всё благодаря нашим ветеранам, ветеранам Великой Отечественной войны. Большое спасибо им и низкий поклон.