Данная познавательно – энтомологическая викторина направлена на продолжение знакомства детей с особенностями жизни насекомых, с природными взаимосвязями, а также, на экологическое воспитание. Викторина расскажет об увлекательной науке, изучающей насекомых, энтомологии. Поможет перелистать страницы знакомых детям книг, где рассказывается о насекомых. В ходе ученики поиграют в игры, где надо будет вспомнить имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина. Мир насекомых. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Конспект внеклассного мероприятия в начальных классах
«Мир насекомых»
подготовила
учитель начальных классов
Прокопьева Людмила Николаевна
с. Алексеевка
2014
Познавательно – энтомологическая викторина
«Мир насекомых».
Цель:
расширить знания учащихся о мире насекомых;
познакомить детей с научно- популярной литературой по энтомологии;
повторить литературные произведения, героями которых являются насекомые;
воспитывать любовь к насекомым, бережное отношение к ним, природе.
– Ребята, мы поговорим с вами об увлекательной науке, изучающей насекомых, энтомологии. Мы перелистаем страницы знакомых вам книг, где рассказывается о насекомых, поиграем в игры, где надо будет вспомнить имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков.
Первый раунд.
Первый раунд посвящен книге писателя Виталия Бианки «Лесная газета». Эта книга познавательна и интересна, как и весь животный мир, который в ней описывается, в том числе и мир насекомых.
Если вы помните в конце каждого номера «Лесной газеты» имеется викторина, в вопросах которой подмечены любопытные примеры окружающей нас природы. А ответы требуют смекалки и наблюдательности. Я выбрала для вас вопросы, имеющие отношение к миру насекомых. Итак, слушаем вопросы.
Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые? (Насекомые, а уже после вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей).
Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Пахарь плугом выворачивает из земли много червей, личинок, жуков и других насекомых, которых выбирают грачи).
Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнёзд, а также выклевывают насекомых и их личинок из кожи старых животных).
Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? (Жуки, или другое их название хрущи, майские и июньские).
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него).
Куда осенью деваются бабочки? (Большинство из них гибнет с первыми же холодами, но некоторые забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там перезимовывают).
Второй раунд.
– Сейчас здесь, на магнитном щите, я должна выложить название красивой бабочки. Вы по очереди будете мне называть буквы алфавита, и если названная буква есть в имени бабочки, вы получаете жетон. А если кто по нескольким буквам догадается, о какой бабочке идёт речь, может сразу назвать её, не дожидаясь, пока на щите будут выложены все буквы. (Названия бабочек – адмирал, аполлон).
– Вторая игра этого раунда – вспомнить название бабочки из 6 букв. Помогать нам будет кубик, на гранях которого написаны числа от 1 до 6. Игрок бросает кубик. И та буква, чей порядковый номер выпадет на верхней грани, будет выставлена на магнитном щите. (Слово для угадывания – махаон).
– В этот раунд я включила и шуточный вопрос, Послушайте стихотворение А. Шибаева «Взялись за руки друзья» и подумайте, о ком говорится в этом стихотворении:
Однажды по тёмному лесу
Пошли погулять вечерком
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
В лесу разбрелись. Угощались –
Кто вкусной корой, кто грибком –
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
Но вот прилетела пичужка,
И в рот ей пошли – целиком! –
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
Это вовсе не названия профессий, а имена, которые дали некоторым насекомым учёные – энтомологи.
Давайте полистаем книги, стоящие на выставке, и посмотрим, какие ещё интересные, а порой и смешные названия носят насекомые. Жук – пилильщик, вредная черепашка, жук – карапузик, притворяшка – шелковистый.
Ответьте мне, можно ли устроить зоопарк, чтобы он весь со слонами, оленями, носорогами, медведицами, львами уместился на столе? Да, такой зверинец можно составить из насекомых, названных именами крупных животных:
жук – олень – его разветвленные усы имеют сходство с оленьими рогами;
жук – носорог, а его усы похожи на бивень носорога;
бабочка – медведица. Её личинка покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерсть у медвежонка;
жук – сосновый слоник, чья сильно вытянутая головка напоминает хоботок;
муравьиный лев, чья личинка устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждёт, когда туда упадет муравей.
Третий раунд.
В этом раунде мы вспомним насекомых, с которыми повстречались на страницах любимых сказок. Итак, думаем и отвечаем:
В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (В комара, муху, шмеля).
Один из лесных докторов, лечивших Буратино, – насекомое. Назовите его. (Богомол)
Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он? (Майский жук).
В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»? (В бабочек – махаона и капустницу, в муравьёв).
В книге Р. Киплинга «Маугли» Маленький Народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются под этим названием? (Дикие пчёлы)
Какого насекомого испугались все звери в сказке К. Чуковского? (Таракана)
Кто потушил море в сказке К.Чуковского «Путаница»? (Бабочка)
Какое насекомое, идя по полю, нашла денежку? (Муха – Цокотуха)
Четвертый раунд.
В этом раунде я буду задавать вам вопросы, а вы должны из двух вариантов ответа, содержащихся в вопросе, выбрать правильный.
Майский жук проводит в стадии личинки 5 лет или 2 года? (5 лет)
Муравьи разводят и пасут древесных тлей или божьих коровок?
Стрекозы «удостоены» заповедника в Германии или в Японии? (В Японии).
Тутовый шелкопряд является только домашним животным или встречается и в диком состоянии? (Только домашним животным).
Бабочка «мёртвая голова» умеет рычать или кричать? (Кричать).
Медведка по своему образу жизни похожа на медведя или на крота? (На крота).
Шмелю мохнатая шуба нужна, чтобы собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье или чтобы отличаться от пчёл? (Собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье).
Комар за Полярным кругом – только вредное назойливое насекомое или ещё полезный житель? (Полезный, т. к. опыляет растения).
Кузнечик слышит «ушами», которые располагаются на лапах или на голове? (На лапах).
Жук – бомбардир защищается, бросая во врага мелкие камешки или ставит дымовую завесу? (Выпускает едкую жидкость, которая превращается в дымовую завесу).
Это был последний вопрос. Наша викторина – путешествие в таинственный и загадочный мир насекомых – закончилась. Ещё мне хотелось бы вам рассказать о памятниках, поставленных насекомым. В Польше и в Японии существуют памятники пчёлам. А вот самый неожиданный памятник стоит в США, в штате Алабама. Это фонтан, изображающий богиню плодородия Цереру, держащую в руке чашу с бронзовым жуком – долгоносиком. А на цоколе фонтана имеется надпись, поясняющая, почему жуку оказали такую честь: «В знак глубокой признательности долгоносику за указанный путь к благополучию воздвигнут этот памятник гражданами города Энтерпрайз, район Алабама, США». Оказывается, много лет назад жуки привели в негодность целые поля хлопка, выращиваемого местными фермерами. Замученные фермеры перестали травить свои поля ядохимикатами. Просто вместо хлопка они принялись сажать арахис, начали снимать богатый урожай и разбогатели. Вот так фермерам «помог» долгоносик.