Ранний прилет журавлей - ранняя весна. Длинные сосульки - к долгой весне. Об апреле. Апрель - снегогон, водолей, соковик. Апрель с водою - май с травою. Не ломай печей, еще апрель у плечей. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит. Весной береза раньше ольхи лист распустит - лето будет сухое, ольха опередит березу - мокрое. О мае. Май холодный - год хлебородный. Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева - лето будет холодным. Соловьи поют всю ночь - к сухой погоде. Поздний расцвет рябины - к долгой осени. Весна: Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Знание примет позволяло крестьянам определить, какая погода будет летом, осенью, в каждом отдельном месяце. Это позволяло им планировать свою работу, так как в сельском хозяйстве многое зависит от погодных условий. Учитель: Ребята, а кто из вас уже сделал домик для птиц? А кто еще собирается сделать скворечник? А для чего это нужно? Дети рассказывают какие они сделали скворечники, чтобы помочь пернатым друзьям найти убежище от непогоды и вывести птенцов. Весна: Птицы - это мои гонцы. Я их выслала вперед. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник? Угадайте, как их зовут? (На доске иллюстрации с изображением птиц ) I группа детей представляет птиц. 1-й Что за весенняя черная птица Трактору чуть ли не на нос садиться? Кто там за плугом носится вскачь? (Грач) 2-й Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растенья. Его и песня и полет Вошли в стихотворенья. (Жаворонок) Учитель: Затруднились ответить? Тогда послушайте стихотворение. «Жаворонок» В.А. Жуковский На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны» 3-й Эта птица никогда Не строит для себя гнезда Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Ученик (в маске скворца): - Ребята, вы меня узнали? Тем, кто не узнал, разрешите представиться: Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец! Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня.. .(Скворец) Двое учеников (поочередно) Мы вставали ночью даже Из окна смотрели в сад Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? А сегодня поглядели - На ольхе сидит скворец Прилетели, прилетели, прилетели наконец! Поют песню «Ты лети к нам, скворушка!» Слова Вл. Орлова муз. Е. Рыбкина Ты лети к нам, Скворушка. Принеси нам Солнышко! Разбуди весну Скорей Звонкой песенкой Своей! И вскочил - кругом вода. Еж: Заспешил медведь наружу: Медведь: Заливает - не до сна. Еж: Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла Весна. Выходят дети в костюмах растений. Группа «Растения»: 1-й В шапке белоснежной, В легком пиджачке Стоит в лесу подснежник На босой ноге. Подснежник: Подснежник, подснежник Проснулся в лесу. Подснежник, подснежник Встречает весну! 2-й Бедненький подснежник, Спят еще цветы. Смотри - в такой одежде Подхватишь насморк ты! Подснежник: А вот мне не спится, Разве тут до сна, Ведь может заблудиться Без меня весна. «Я зацветаю в мае, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Живу я в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в Красную книгу. А я не жалуюсь. Везде расту, где упадут на парашютах мои семена, корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие. И если листья оторвут, я выживу. Корень то в земле останется. А любят меня не меньше, чем другие цветы. Губят цветы их красота и людская жадность. Нужно очень бережно к ним относиться, чтобы они радовали нас своей красотой. Весна: Ударил гром двенадцать раз И замер в стороне. Через кручи горные, Через тучи черные, Ты лети, лети, Лети - Не сворачивай С пути! Ты лети к нам Скворушка -Шелковое Перышко! На березе Новый дом Ждет тебя В краю родном! Учитель: Весне рады не только птицы, но и все другие лесные жители. Ребята, кто еще в лесу рад приходу весны? Дети рассказывают, каких они знают обитателей леса. Весна: А теперь пойду посмотрю, как поживают мои зверушки. Как они зиму провели. Выходят дети в костюмах и масках зверей. Еж: Я спал, похудел. Белка: У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы. Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой? Волк: Будешь худ с такой едой. Я не ел четыре дня А обед во все лопатки Припустился от меня. Вот несчастье, вот беда! Быстроногая еда! Лиса: Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал. Медведь: Без забот и без тревог Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны. Еж: И, наверно, видел сны? Медведь: Вдруг проснулся косолапый, Слышит каплет — вот беда! В темноте пошарил лапой Природа отдала приказ -Салютовать весне. Приказ - черемухе цвести, Крапиве быть не злой, Дождю дорожки подмести Серебряной метлой, Чтоб каждый кустик был певуч. Всем птицам звонче петь, А солнцу выйти из - за туч И веселее греть. Дети поют песню о весне. Песня о весне. Опять кружат над крышами Веселые грачи, А солнышко над вишнями Рассыпало лучи. Весна! Весна! Я снова лета жду -Нам всем нужна весна, Хотя бы раз в году! На стадионах - маечки Всех красок и цветов. А солнечные зайчики Летят со всех концов. Весна! Весна! Я снова лета жду -Нам всем нужна весна, Хотя бы раз в году! Выходит Весна с корзиной печенья. Весна: А сейчас я угощу вас печеньем, да не обычным. Оно называется «Жаворонки». Издавна на Руси существовал такой обычай. Как придет весна, запоют птицы, детям пекли вот таких «жаворонков». А они подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетали, да весну с собой несли. |