Просмотр содержимого документа
«Урок добра "Мы разные, но мы вместе"»
УРОК ДОБРА
Организационный момент
Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
Сообщение темы
Сегодня необычный урок. Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку.
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) (Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.)
Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
Вступительная беседа
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
легкое устанавливание контактов (общительность)
мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
стремление сделать другому добро (доброта)
сострадание (милосердие)
почтительное отношение (уважение)
готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
(Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.)
Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали.
Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.
Давайте теперь прочитаем рассказ и по рассуждаем.
Первоклассник
В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришёл отец и прямо направился в кабинет директора. (Стоп)
- Зачем?
- «Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому поводу в шесть школ, но туда его не приняли».
- «А почему его не приняли? В чём дело?» – спросил директор. (Стоп)
- Как вы думаете, почему не приняли его сына в других школах? В чём причина?
- «Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе».
- «Так он может сидеть в коридоре».
- «Он не помещается в коридоре», - ответил отец.
- «Тогда мы посадим его в спортивном зале».
- «Он не может поместиться в спортивном зале», - с грустью ответил отец. (Стоп)
- Как поступит директор дальше? Примет ли мальчика в школу?
- «Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына», - ответил директор.
- «Я понимаю Ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, - защищался отец. – Вы понимаете, мой Павко – школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф». (Стоп)
- Как вы думаете, о каком штрафе говорит отец?
Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко по – прежнему будет сидеть в школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу и на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно будут закрыты. Для того, чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.
На следующее утро Павко пришёл в школу. Стоя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети увидели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на неог глаза. А Павко? Он просто смотрел на них. (Стоп)
- О чём думали ребята? Каким же был Павко Дебнарик?
Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос: « Ты из первого класса?»
- «Я?» - спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает.
- «Да, я из первого класса», - кивну он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке. У неё было круглое лицо и забавный маленький носик, и тёмные волосы.
- «Я тоже из первого класса и зовут меня Бетка, - сказала девочка. – Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?»
(Стоп)
- Что ответит Павко, или что он сделает?
Павко Дебнарик снова кивнул, но он понял, что у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Бетка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.
Павко поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к дому. Стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднёс её к окну и передал Бетке. «Белка! Какая прелесть, - закричала маленькая девочка. – А ты не найдёшь для неё шишку?»
Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Дети каждую перемену играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Все дети хотели дружить с Павко. Но его самым дорогим другом была круглолицая Бетка с забавным маленьким носиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая первой с ним заговорила.
Заключение:
В этом мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.
Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.
И закончить сегодня наш разговор, хочется обращением Василия Александровича Сухомлинского. Пусть эти слова будут вам напутствием, советом в вашей дальнейшей жизни.
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.»
Рефлексия:
– Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего разговора?
- Что нового открыли?
- Что вас особенно удивило?
- Хотели бы вы поделиться с кем-нибудь опытом, который приобрели
сегодня?
Вывод:
Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.