Урок проводился после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данный урок был проведен в форме праздника.
Цельурока:
Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных на уроках обучения грамоте и письма.
Задачиурока:
1. Подведение итогов изучения детьми азбуки.
2. Показать значение азбуки в жизни детей.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Продолжать приобщать учащихся к традициям начальной школы.
5. Способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Учитель применил разнообразные технологии, формы и методы работы, которые способствовали реализации цели воспитательного мероприятия. Данный урок стал настоящим событием для учащихся и родителей. Эффективность педагогических средств наблюдается в задействии всех учащихся.
На уроке участвовали учащиеся 1 класса их родители, для сохранения преемственности обучения, на празднике ученики старших классов выступали в роли сказочных героев.
Цели и задачи урока были достигнуты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот урок посвящаем ей!
Песня «Буковки» на мотив музыки Р. Паулса «Бабушка рядышком с дедушкой…»
Праздник, праздник празднуем семьёй.
Праздник, праздник книжки золотой!
«Буковки, буковки!» - весело кричат
40 правнуков и 25 внучат.
Звуки согласные, гласные
Столько лет, столько лет вместе.
Звуки согласные, гласные
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные
Столько лет, столько лет вместе.
Звуки согласные, гласные
Мы изучили все вместе.
В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем все мы жизни молодой.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет, ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник «Прощание с Азбукой», а я так люблю праздники! И вот я здесь. А помните меня Мальвина учила писать? Но я не был прилежным учеником и сейчас читаю и пишу плохо. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети: Научились.
Дети читают стихи.
1. Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
2. В день чудесный, в день осенний
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
3. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
4. Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна.
Но зато читать – в полгода –
Научила нас она.
6.Нас учила азбука читать,
Слова на слоги разделять.
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
Буратино: Ладно, теперь я честно обещаю, что буду стараться и скоро научусь читать как вы.
Выходит Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: АЗБУКА
Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках порой случаются невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдёт чудо (хлопает в ладоши). Раз, два, три.
Входит Азбука.
Азбука. Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, девчонки и мальчишки! Как я рада снова встретиться с вами!
Я – Азбука. Учу читать. Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо И сможешь ты тогда Любую книгу прочитать Без всякого труда.
Мальвина: А в книгах этих есть про все, про всё: про реки и моря,
И что у неба нет конца, и круглая Земля. Про космонавтов, что выше всех летали много раз, Про дождь, и молнии, и гром, Про свет тепло и газ.
Буратино:
Машинисты и ткачи, трактористы и врачи, лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры, повара и кузнецы, водолазы и певцы…
Все когда-то в первый раз приходили в первый класс.
Все за партами сидели, все на азбуку глядели.
Учитель:
И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас азбука.
С чего же началось наше путешествие по страницам азбуки?
(Ответы детей: «Знакомство со звуками и буквами»)
1 страница «ЗВУКИ и БУКВЫ»
Отгадайте нашу следующую страничку , что это за звуки?
Они тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребёнка качать. (гласные)
- Что мы знаем о гласных звуках? Какие буквы дают нам два звука? (Ё,Ю,Е Я)
- В каких позициях эти буквы дают нам два звука.
- Какие вы молодцы!
Какая же будет следующая страничка?
Звуки эти согласны:
шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
но не хочется им петь. (согласные)
А что вы знаете о согласных звуках?
(Среди согласных букв бывают Мягкие и твёрдые. А ещё бывают Глухие и звонкие. Парные и непарные)
Учитель: Молодцы, ребята!
Буратино: Я хочу с вами поиграть. Если гласный назову – ручками похлопайте, а согласный назову – ножками потопайте. (Буратино проводит игру)
Мальвина: А я хочу поиграть в игру на внимание. Вам нужно найти лишнюю букву и объяснить, почему вы так решили.
(На слайде появляются буквы, дети сначала их правильно называют, а затем находят правильный ответ)
1) А О Б Я ([б ]- согласный)
2) И Е Я Ю ([и]- один звук)
3) Ц Ч Х Ж ([ ж]- звонкий) – для родителей.
Учитель: А сколько интересного и необычного мы узнавали на уроках обучения грамоте, когда буквы соединяясь друг с другом, открывали нам мир слов!
Давайте, попробуем собрать из букв слова.
Игра « Найди слово».Среди букв найди слова, которые обозначают школьные предметы.
ОВРУЧКАК (ручка)
БИБТЕТРАДЬИМ (тетрадь)
РУПЕНКАЛЬ (пенал)
ПАЛЬЦБОМГОЛ (альбом)
ЗУЧЕБИКНА (учебник)
Азбука: А кто знает, сколько букв в русском алфавите? Я загадаю вам о буквах загадки. Будьте внимательны.
1. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
2. Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.(И)
3. Эта буква так кругла,
Укатиться бы могла. (О)
4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.(З)
5. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу. (Ф)
Азбука: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете буквы.
Мальвина.: Буквы- значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все – (вместе) алфавит.
Учитель:Ну –ка ,буквы стройся в ряд. Вот сейчас все заговорят.
Проект «Живая Азбука»
Буква «А», буква «А»-
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света: «А» похожа на ракету.
Буква «Бэ» проснулась рано.
Буква «Б» - бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
Словно букву «Вэ» Алёна
Держит трубку телефона.
«Гэ» - крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу. И в кочергу
Превратить я «Гэ» смогу.
Вот стоит. Дымок пуская.
Буква «Дэ» - труба печная.
На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Буква «Е» зато осталась.
«Е» и «Ё» - родные сёстры.
Различить сестёр непросто.
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву «Жэ».
«Зэ» - не просто завитушка,
«Зэ» - пружинка, крендель, стружка.
На калитку посмотри,
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Ну-ка, лайки, лайте дружно,
Букву «Й» запомнить нужно.
Эта буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква «Ка»
Алфавит продолжит наш
Буква «эЛь» - лесной шалаш.
Взявшись за руки, мы встали
И на «эМ» похожи стали.
Там я букву «эН» найду.
Где гамак висит в саду.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква «О».
На хоккее, на футболе
Буква «Пэ» - ворота в поле.
Буква «эР» - на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
Полумесяц в небе тёмном
Буквой «эС» повис над домом.
Молоток стучит: «Тук – тук,
Букве «Тэ» я старый друг.
«У» - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
Все мы знаем без подсказки:
Буква «эФ», как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
«Ха» - забавная игрушка,
Деревенская вертушка,
Ветру вольному подружка.
Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на «Цэ»похожим стул!
Да вы правильно решили:
«Че» мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
На что похожа буква «Ша»?
На зубья этого ковша.
Буква «Ща» поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – «ъ» (твёрдый знак),
Чтобы не облиться.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква «ы»,
Все её мы знать должны.
Буква «эР» перевернулась-
«ь» (мягким знаком) обернулась.
Над полями в синеве
Пролетела буква «Э».
Эта ласточка весной
Возвращается домой.
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко столбиком прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю».
И сказала буква «Я»:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит-
Гол! Закончен алфавит.
Мальвина:Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком. А для тебя они – ключи Ко всем хорошим книжкам.
Буратино;
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Прочтёшь любую сказку.
Азбука: Прочтёшь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах. Тебе чудесные края Откроет путь от “А” до “Я”!
Учитель: И мы выполнили советы С.Я Маршака: успешно прошли этот путь от А до Я. И все научились читать, а это так чудесно!
2 страничка «Развлечение»
Мы попали на следующую страничку ,которая называется «Развлечение».
Как выдумаете что же здесь мы будем делать? Кончено же играть и развлекаться.
Игра называется «Хлопалки -топалки»
- хлопают все здесь присутствующие; - топают только те, кто любит вкусно поесть;
- Хлопают только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;
- топают только те, кто любит каникулы; Топают- только те, кто любит учиться;
- Хлопают только те, у кого отличное настроение. Молодцы!
Учитель: Молодцы! Давайте поиграем в игру
«Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Учитель: А сейчас настал час весёлых частушек.
Дети исполняют :
Частушки
1. Мы, ребята первоклашки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
2. Эх, топни, нога
Топни правенькая
В школу я пришла учиться
Хоть и маленькая.
3. Мы, ребята – первоклашки,
Любим бегать и играть,
А учиться обещаем
На «4» и на «5».
4. Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперёд
А задачи – то какие –
Сам профессор не поймёт.
5. Все науки одолеем,
Всё у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
6. : Рисовал картинку Паша
Он художник спору нет,
Но зачем он нос раскрасил
В красный, жёлтый, синий цвет.
7. Мы считаем и читаем,
И частушки напеваем.
Приходите в гости к нам,
Мы ещё и спляшем вам!
8. Что за грохот, что за шум?
Стены все качаются.
Это наши первоклашки
С Азбукой прощаются.
9. Мы частушки вам пропели
Громко – громко топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Учитель: Мы немного отдохнули , теперь нам пора двигаться дальше.
Вы учили в букваре,
Как писать и «а» и «ре».
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
Научились вы писать
И большие фразы,
Можете теперь читать
Сказки и рассказы.
3 страничка «Сказки»
Нас волшебная страничка сказок ждет.
На этой страничке нас встречают сказочные герои. Им нужна ваша помощь, ребята! В сказках перепутались названия, давайте попробуем их исправить.
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
4. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
5. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
6. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
7. Свеколка. (Репка.)
Герои следующих сказок прислали нам телеграммы
Вы должны определить, из какой сказки герои прислали нам телеграммы.
Учитель:Ай да первоклассники! Ну, какие молодцы! Не забыли сказки, которые я читала вам на уроках, а родители – дома.
"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки вам читали,
А теперь читайте сами.
4 Страничка « Прочитайка»
Учитель:Открываем последнюю страницу нашей азбуки «Прочитайка»
Игра «Собери пословицу»
Кто много читает… как на крылья летаешь.
С книгой поведёшься… … тот много знает.
Книгу читаешь… ума наберёшься.
Учитель: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать!
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.
Учебник закрывается, пора с ним попрощаться!
1 Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
2 Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
3 До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Учитель:
Вы азбуку прочли до корки,
Вам по чтению - пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
Дипломы!
(Слово директору школы)
(Выдаются удостоверения)
Учитель: Все убедились, что Азбука научила вас многому. Давайте за всё это скажем нашему учебнику спасибо.
Все: Спасибо, азбука, тебе!
Провожаем Азбуку, Буратино и Мальвину.
Учитель: Путешествие это дело увлекательное, но нам пора обратно !
А путь обратно кажется ни таким длинным если есть хорошая песня. Давайте все вместе споём её.
Песня на мотив « Пусть бегут неуклюже».
1. Пусть бегут неуклюже
Первоклашки по лужам,
Дети в школу спешат на урок.
Даже дождь не пугает,
Если в класс приглашает,
Лучший друг наш, весёлый звонок.
Припев: Мы чуть – чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
2. Наши книжки, тетрадки
В идеальном порядке.
В выходные устали отдыхать!
Дома скучно ужасно,
Ну, а в школе прекрасно:
Снова будем читать и писать!
Припев: Мы чуть – чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
Учитель: Дорогие ребята, вместе с вами учились и ваши родители, они сегодня испытывают гордость за ваши успехи. Я поздравляю Вас, уважаемые родители, с успехами Ваших детей! Слово для поздравления Вам!
(выступление родителей)
Учитель: Дорогие мои мальчишки и девчонки ,а я хочу вам пожелать: